Осипов А.И. Полное собрание видео-лекций [1994-2011, православные лекции, DVDRip]

Страницы :   Пред.  1, 2

Тема закрыта
Автор
Сообщение

Andrusha_rus

Стаж: 8 лет 6 месяцев

Сообщений: 553

Andrusha_rus · 20-Авг-11 14:09 (7 лет 1 месяц назад, ред. 20-Авг-11 14:09)

[Цитировать] 

дядюшка Римус писал(а):
Я с этой критикой знаком по аудио-лекциям о. Даниила. Могу сказать только одно, покойный о. Даниил страдал одной крайностью в своих богословских и пасторских воззрениях - буквализм. Для о. Даниила Бог в первую очередь Судия, а потом уже Любовь. Это заметно по его категорическому отношению ко всем, кто не является православным христианином. По его мнению они все идут в ад. Также это заметно по тому, как о. Даниил относился к Ветхому Завету. Очень многое в его взглядах соответствует ветхозаветным представлениям, а не новозаветным.
А почему нельзя поставить: Судия = Любовь? Ведь и праведность и любовь Бога безграничны. А в отношении неправославных христиан у меня тоже такое же мнение. Из истории: принятие Византией католической унии привело к уничтожению ее (Византии) как государства. <добавлено>: иначе получается, что все без исключения христиане, к коим относятся и сектанты, получают спасение -> для чего тогда бояться волков в овечьей шкуре, если и они учат вере в Христа?
Цитата:
Странный критерий истинности у Вас. Вместо того, чтобы сравнить слова Осипова с Преданием Церкви, Вы хотите узнать насколько достоверна критика слов Алексея Ильича о. Даниилом.
Может быть, я ошибаюсь, но обвинения имели догматический характер: небесконечность мук; в причастии хлеб и вино не превращается в тело и кровь Иисуса Христа.
[Профиль]  [ЛС] 

Штирлиц75

Стаж: 10 лет 4 месяца

Сообщений: 3830


Штирлиц75 · 20-Авг-11 14:31 (спустя 22 мин., ред. 20-Авг-11 14:31)

[Цитировать] 

Приношу прощения за задержку
дядюшка Римус писал(а):
Я так понял мы про филиокве собрались беседовать? Да?
Ну, я думал сначала объяснить позицию, касательную преимущественного положения Римского Папы, раз уж он был первым затронут stasrv1, и именно этого были предоставленные цитаты Иоанна Кронштадтского.
О филиокве, если хотите, тоже напишу несколько слов.
Мои слова и аргументы будут базироваться , в основном, на трудах кн.А.Волконского "Католичество и священное предание востока" и книге М.Э.Поснова "История Христианской Церкви"(http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1106790)
Цитата:
«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,18-19).
скрытый текст
Господь спросил апостолов, за кого они Его почитают. «Симон же Петр, отвечая сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго». (Там же, ст. 16). Слова Петра – первое (после слов Иоанна Крестителя) исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим, как истинного Бога.[3] В ответ на это исповедание Спаситель сказал Симону: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Там же, 17).
Спаситель спросил у всех; ответил один Симон. Почему? Не признающие Петрова главенства отвечают: вследствие живости своего характера. Вполне возможно, что живость характера способствовала быстроте ответа: Господь действует в нас, пользуясь свойствами нашей природы, нашими дарованиями или немощами, даже нашими согрешениями. Но главная причина не в этом, а в том, что Симон знал, что ответить. А знал он потому что «Отец Мой» открыл ему это. Но быть может и остальным апостолам Бог Отец тоже открыл? Нет, ибо Спаситель сказал: открыл «тебе», «блажен ты» и как бы подчеркнул: «ты, Симон, сын Ионин». Петр ответил за всех, но ответ его не есть выражение верования остальных апостолов в ту минуту: вера их тогда была еще несовершенна.
...
«Ты Петр», говорит далее Спаситель Симону. Церковная история знает три случая дарования Богом человеку нового имени; и каждый раз переименование было связано с событиями мирового значения. Авраму и Саре дается благословение в именах, потому что от их семени благословятся все народы; Иакову – потому что он полагается в родоначальники народа, избранного быть блюстителем Закона; Симону – потому что он полагается в основание здания, которое призвано вместить все народы, принявшие благословение о имени Авраама.[5]
Вы скажете, что это «паписты» так толкуют. Пожалуй, что и паписты, но имена их: св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, св. Лев Великий.
Григорий Нисский († около 396 г.) говорит про Симона: «... с изменением имени (он) претворяется Господом в нечто божественнейшее, вместо Симона наименован и соделан Петром». Иоанн Златоуст, толкуя слова: «ты Симон, сын Ионин ты наречешься Кифа, что значит камень» (Ин 1,42) указывает на связь переименования Симона с исповеданием им Сына. Св. Лев Великий († 461) пишет: «Ради веры Петра Христос приобщил его к Своему неприкосновенному единству и благоволил, чтобы он назывался подобно Ему Самому (камнем), дабы построение вечного храма, по чудесному дару благодати Божией, утверждалось на непоколебимости Петра, и чтобы ни безумие людей, ни врата ада ничего не могли против него»
Жизнь и мощь Католической Церкви зиждется на том, что Церковь основана Сыном Божиим на Петре. Посему противники Католической Церкви и соперничают друг с другом в тщетных усилиях оспорить достоверность этого факта. «Ты Петр (камень)и на сем камне Я создам Церковь...» Здравый смысл и грамматика говорят: «это значит: создам на тебе, на Петре». Но вот непокорный ум человеческий изощряется доказывать ошибочность этого силлогизма.
1) – И прежде всего оказывается, что «Петр» вовсе не значит «камень»: камень – πέτρα (ж. р.), а не πέτρος (м. р.) Так толковал один официальный русский богослов и заключал: «ясно, что Господь различает между Петром и камнем и этим показывает, что под камнем Он разумеет не Петра, а нечто совсем другое». Что именно «совсем другое» разумеет Спасителе под «камнем» автор не говорит. Да это для нас и не важно: Спаситель не употребил ни слова πέτρα, ни слова πέτρος; Он сказал «Кифа», ибо говорил на арамейском языке, а «Кифа» и как имя собственное, и как нарицательное – мужского рода. (Заметим, что πέτρα и πέτρος – слова однозначащие, в чем легко убедиться при помощи словарей).
2) – Другой официальный русский богослов, утверждает, что πέτρος – прилагательное.Соответственно этому он дерзает по-своему, и наперекор св. Василию Великому, толковать слова Спасителя Петру: πέτρος, мол, относится к Петру («каменный»), а πέτρα – вере, на которой и основана Церковь. Но такого прилагательного в греческом языке не существует.
...
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Петр, бо камень наречется, на нем же созда Христос Церковь». Св. Василий Великий, рассуждая о том, что основание Церкви находится на горах святых, на апостолах и пророках, говорит: «Одною из таких гор был Петр; и Господь дал обетование на сем камне создать Церковь Свою». Св. Киприан († 258), говоря о Римской церкви, пишет: «Один есть Бог, и один Христос, и Церковь одна, и кафедра, основанная по слову Господа на камне одна». И какой смысл имело бы вышеприведенное выражение св. Григория Нисского «соделан Петром», если бы «Петр» не означало «камень»? Подобно и в другом месте Григорий Нисский говорит: «А великий Петр.., прицепившись к камню, стал Петром».
Кажется, этих немногих ссылок будет достаточно, чтобы признать, что древний Восток понимал слово πέτρος в смысле «камень».
(4) – Слова «на сем камне», – учили нас в русских гимназиях, – не значат «на Петре», а на вере, им исповеданной. Ссылаются на тексты, будто бы противоречащие католическому учению, например, на слова св. Августина:
«... на сем камне создам Церковь Мою.., т. е. на сем камне, который ты исповедал, создам Церковь Мою, камнем же был Христос (1 Кор 10,4), на каком основании утвержден и сам Петр...»;
и на слова Златоуста:
«... на сем камне создам Церковь Мою, т. е. на сей вере и на сем исповедании».
Конечно, на вере, ибо из-за веры Петра, а не из-за какого-либо иного его свойства, дарован ему великий дар стать основным камнем Церкви. Конечно, на исповедании не на самой истине Воплощения, а на вере в эту истину, провозглашенной на земле и которая до конца веков на земле пребудет. Не было бы веры в эту истину, истина бы была, но Церкви на земле не было бы. Конечно, на вере, но на вере его; одно от другого неотделимо; следовательно, на нем.
Если же только на вере, а не на Петре, то что же значат слова: «Ты еси Петр, и на сем камне...»? Сказал их Сын Божий или не сказал?!
Приводить ВСЕ аргументы по любому, мало-мальски спорному пункту первенства Петра и наследующих ему римских патриархов - это перегонять сюда практически всю (с минимальными купюрами) книгу кня.А.Волконского. Так что пока остановлюсь, надеюсь первоначально этого достаточно.
Филиокве. Сейчас сейчас это подается как второй (наряду с приматом Папы) основной аргумент "еретичности" католической традиции. Но впервые текст филиокве был широко использован на Толедском Соборе в 569 г., вызванным полемическими собраниями в борьбе с арианами и имевшее в виду доказать арианам, что Сын ни в чем не меньше Отца, Сын равен Отцу, почему и Дух Святой также исходит от Сына, как и от Отца... В теч.7 и 8-го веков символ с Филиокве принимался на Соборах и распространился во Франции и Англии.
До середины 9-го века вопрос был малосущественным и даже при разногласиях во время Фотия его ставили среди второстепенных вопросов.
скрытый текст
св. Афанасий говорит: "Дух Святой такое же положение и природу ραξιν και φυσιν имеет в отношении к Сыну, как Сын в отношении Отцу" (Epist. ad Serap., № 21). "Поелику Дух в Слове, то ясно, что как Дух чрез Слово был и в Боге" ( εν τω Θεω ην δια του Λογου το Πνευμα, Epist. ad Serap., № 3). Св. Василий Великий пишет: "как Сын относится к Отцу, так и Дух к Сыну." "Святой Дух познается по Сыне и вместе с Сыном" (ματα του Υιον και συν αυτω) и от Отца имеет бытие (Epist. 38). "Святой Дух чрез Сына соединяется со Отцем (de Spir. Sanct. s. XiVII, n. 47). Григорий Нисский приписывает посред­ничество в существовании Духа (της του Υιου μεσιτειας), что Дух является чрез Сына (δια αυτου του Υιου πεφηνεναι). В особенности у св. Епифания встречаются изречения, свидетельствующие об его близости к Filioque. По нему, Дух от Отца и Сына (παρα Πατρος και του Υιου) или: "εκ του Πατρος και του Υιου … εκ της αυτης ουσιας και Υιου … παρ’ αμφοτερων" (Ancorat., n. 71, 73; Adver. haeres. 74, n. 10). Св. Иоанн Дамаскин исповедует: "Веруем... и в Духа Святого, Господа и животворящего... от Отца исходящего и в Сыне почивающего... от Отца исходящего и чрез Сына раз­ даваемого и воспринимаемого всею тварью."
Один из авторитетных новых богословов Восточной Цер­кви, преосвященный Сильвестр, не находит оснований видеть у восточных богословов ясно выраженным латинское учение per Filium или Filioque. Приведенные и другие места, выражения и образы, он объясняет в смысле временного посольства "Свя­того Духа от Отца чрез Сына, как в прощальной беседе (Ин. 14-16), или по домостроительству" (Ей. Сильвестр — Опыт пра­вославного догматического богословия, том II, стр. 461, 465 и др.). Однако, к Богу и к Божественной жизни не применимы наши категории пространства в времени. Поэтому, нельзя настаивать на таком толковании: εκπορευσις — означает вечное исхождение Святого Духа от Отца, а εκπεμψις — временное по­сольство Святого Духа от Сына. Весьма важно, природный грек св. Григорий Назианзянин рассматривает оба понятия, очевидно, как синонимические, если он исхождение Святого Духа от Отца обозначает словом — εκπεμψις (а Иоанн Дамаскин опять — εκπορευσις). Главное-то, подобные (как у Сильвестра И других) богословские толкования не имеют для себя автори­тетного оправдания и подтверждения со стороны учащей Цер­кви на Поместных или Вселенских Соборах. Поэтому мнения богословов нельзя поставить выше общего единогласного уче­ния громадной половины всей Вселенской Церкви, именно — Церкви Западной. А, между тем, на Вселенских Соборах Filioque не осуждено, как еретическое учение, хотя оно, появившее­ся в VI-ом веке, должно было быть известным отцам VI и VII-го Вселенского Собора. Приходить же путем логического вывода и выставлять его как аксиому, что де Filioque, как прибавка к символу вселенскому, как некоторое изменение его — чрез это самое осуждено — мы не имеем права.
Andrusha_rus писал(а):
принятие Византией католической унии привело к уничтожению ее (Византии) как государства.
А может наоборот - нежелание Византии принимать унию - которая получалась условием посылания военной помощи Константинополю и привело к ее ослаблению и уничтожению? Конечно, спекуляция религиозными принципами - дело тухлое, но это было и со стороны византийских Патриархов
скрытый текст
Рудольф Глабр, Клюнийский монах, рассказывает: "Около 1024 г., Константинопольский предстоятель Евстафий (1019-1025 г.) со своим царем Василием и некоторые другие греки составили совет о том, как бы получить согласие Римско­го первосвященника на то, чтобы Константинопольская Цер­ковь в своем пределе (in suo orbe), как Римская во вселенной (in universo), была и называлась Вселенской. Они тотчас от­правили послов, которые понесли в Рим много различных даров, как к Римскому первосвященнику, так и к другим лицам, которые могли со своей стороны оказать содействие" (Migne. Patr. lat. CXLII, p. 671). Из письма, обращенного к папе, ясно, что в Константинополе хотели от Рима полного невмешательства папы в восточные дела: папа и на Западе и на Востоке признается единственным владыкою Западной Церкви; но пусть же он согласится признать Константинопольского патриарха в той же роли на Востоке (По выражению Брейе, здесь шла речь об "автономии."). Современный данным событиям папа Иоанн XIX, непризнанный немецким королем Генрихом III и находив­шийся в тяжелых материальных условиях, готов был удовлетворить искательства патриарха и Византийского двора. Однако, общественное мнение не позволило ему сделать этого.
Получается, Римская Церковь не согласилась на условия Константинопольского Патриарха - и выстояла. Константинопольская Партиархия не согласились на условия Римского Папы - и пала. Кто виноват? И что делать?
[Профиль]  [ЛС] 
 
Тема закрыта
Loading...
Error