Довженко, Александр Петрович

Страницы:  1

Ответить
Автор
Сообщение

guest_labarum

Стаж: 9 лет

Сообщений: 175

guest_labarum · 06-Фев-10 02:21 (7 лет 10 месяцев назад)

[Цитировать] 

Великий советский кинохудожник Украинской землиАлександр Довженко
29 августа (10 сентября) 1894 - 25 ноября 1956

Биография
Александр Довженко родился 30 августа (11 сентября) 1894, село Сосницы Черниговской области в многодетной крестьянской семье. В 1914 Саша окончил Глуховский учительский институт. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-1917). В 1920-1921 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-1923 — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923-1926 — художник-иллюстратор одной из харьковских газет. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы.
В годы революций и Гражданской войны молодой школьный учитель, вдохновленный идеями украинской национальной государственности, сначала оказывается в рядах сторонников Центральной Рады, а после жестокого разочарования в ее политике — коммунистов (впоследствии пережитое нашло отражение в фильме «Арсенал», 1929). Коммунистическому идеалу Александр Довженко хранил верность всю жизнь, но интерпретировал его чрезвычайно своеобразно.
Уже в своей картине «Звенигора» (1928) режиссер пытается соотнести ритмы социальной и естественной жизни народа, отсюда возникает в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 1920-х годов. Полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада).
С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующем фильме Александра Довженко, «Арсенал» (1928), посвященном революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль. Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, которые, совершенно очевидно, расходились с государственными.
В последующих произведениях Александр Довженко пытается примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эти картины гармонии и цельности «Земли», но придает им затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, А. Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, равно как и противостояние двух ипостасей образа народа — массы и героя, овладевающего стихиями. Все это находит воплощение в его произведениях 1930-1940-х годов: «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939), «Мичурин» (1948).
В 1934 Александр Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф о герое Гражданской войны Щорсе в одноименном фильме. Однако он также пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в «Земле» — будущим. Драматичен образ главного героя — монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы.
Дальнейшие кинематографические замыслы Александра Петровича Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946-47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга.
Накануне первого съемочного дня 25 ноября 1956 года Александр Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину (Т. Муштакова)
Фильмография:
Художественные работы:
1926 - Вася-реформатор
1926 - Ягодка любви TVRip(254 MB), TVRip(439 MB), DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 1)
1927 - Сумка дипкурьера DVDRip, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 1)
1927 - Звенигора DVDRip(673 MB), DVDRip(1.09 GB), DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 1)
1928 - Арсенал DVDRip, DVD5, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 2)
1930 - Земля DVDRip(700 MB), DVDRip(1.37 GB), DVD5, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 3)
1932 - Иван VHSRip, SATRip, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 4)
1935 - Аэроград TVRip, DVDRip, DVD5, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 4)
1939 - Щорс(сотрудничество с Ю. Солнцевой) SATRip, DVDRip, DVD5, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 5)
1948 - Мичурин TVRip(701 MB), TVRip(1.02 GB), DVD5
1951 - Прощай, Америка!(сотрудничество с Ю. Солнцевой, неоконченный) TVRip
Документалистика:
1939 - Буковина - земля украинская (сотрудничество с Ю. Солнцевой) VHSRip
1940 - Освобождение(сотрудничество с Ю. Солнцевой) DVD5, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 6)
1943 - Битва за нашу советскую Украину TVRip, DVD9(Александр Довженко. Творческое наследие. Диск 6)
Киносценарии к другим работам:
1958 - Поэма о море(Ю. Солнцева) DVDRip(744 MB), DVDRip(1.37 GB), DVD5
1960 - Повесть пламенных лет(Ю. Солнцева) SATRip
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error