Карелов, Евгений Ефимович

Страницы:  1

Ответить
Автор
Сообщение

hharra

Фильмографы

Стаж: 5 лет 8 месяцев

Сообщений: 47

hharra · 28-Мар-13 01:55 (4 года 8 месяцев назад, ред. 28-Мар-17 19:31)

[Цитировать] 

. Евгений Ефимович Карелов . Для меня кино – это ожидание чего-то необычного,
загадочно-чарующего
© Евгений Карелов
Богородское, СССР 12.10.1931
кинопоиск вики кино-театр
КР.БИОГРАФИЯ
Евгений Ефимович Карелов (1931–1977), русский кинорежиссер, сценарист.
Родился 12 октября 1931 года в с. Богородское Московской области.
В 1955 окончил ВГИК (мастерская Г.Александрова).
Дебютировал короткометражным фильмом по рассказу А.Гайдара "Дым в лесу" (совместно с Ю.Чулюкиным).
В 1961 привлек к себе внимание талантливой телеэкранизацией рассказа М.Шолохова "Нахаленок", где в полной мере сумел раскрыть способности маленького исполнителя заглавной роли Володи Семенова.
Год спустя на экраны кинотеатров вышел полнометражный художественный фильм Карелова "Третий тайм" – о футболистах-узниках нацистского концлагеря, несмотря на угрозу расстрела выигравших матч у немцев.
Способности Карелова в комедийном жанре были подтверждены лирической трагикомедией "Дети Дон-Кихота" и целым рядом сюжетов для киножурнала «Фитиль».
В конце 1960-х годов новой режиссерской удачей Карелова стал неординарный, полный юмора и лиризма фильм о гражданской войне "Служили два товарища", герои которого (актеры О.Янковский и Р.Быков) выполняли довольно необычное для бойцов Красной армии задание – аэрокиносъемку расположения войск врага.
Примерно тогда же на телевидении Кареловым была поставлена лирико-эксцентрическая комедия "Семь стариков и одна девушка", пользовавшаяся не меньшим успехом, чем фильмы Гайдая и Рязанова.
В 1970-е годы режиссер поставил эпическую дилогию на военную тему, сюжет которой представлял собой историю жизни советского военачальника (Высокое звание).
Последней работой рано умершего режиссера стал увлекательный сериал по роману В.Каверина "Два капитана".
Умер Евгений Карелов в Пицунде 11 июля 1977 г. в возрасте 45 лет.
КАК ДАВНО ЭТО БЫЛО
Как давно это было
“Мне было шесть лет, когда родители впервые отве­ли меня в кино. Я очень ждал этого момента. Для этого мне пришлось быть и послушным, и паинькой, и вообще всем тем, кем не хочется быть в эти годы. Но кино гип­нотизировало меня, и я ради этого жертвовал всем, чем мог.
И вот этот день настал. Мы пришли в зал клуба. Все расселись по своим местам. Я увидел перед собой белый квадрат. Смотрел на него. Но потом погас свет, и в зале наступила тишина. Было темно и тихо. Вот что значит КИНО - сидеть вот так в темноте и смотреть вперед, чего-то ждать. Я был счастлив. Я постигал какое-то таинство... И сейчас для меня КИНО - это ожидание че­го-то необычного, загадочно-чарующего...”
Эта маленькая новелла под названием “Кино” была напечатана в журнале “Советский экран” после смерти ее автора, кинорежиссера Евгения Ефимовича Карелова. Предваряя ее публикацию, народный артист страны Борис Чирков написал о том, что как художник Карелов мог бы еще многое открыть нам...
Конечно, это так. Но и сделанного им при жизни слишком, наверное, много для сердца одного человека.
Его друзья говорили, что неистощимая энергия Карелова беспокоила окружающих. Душевная его растревоженность будоражила. “В его присутствии, - вспоминал оператор-постановщик Макаров, - надо было что-то предпринимать, делать, искать какие-то ответы. И так было с первого фильма”.
А их, откровенных, чистых, тревожных, на счету Карелова немало. У нас, к сожалению, слишком короткая память. Пусть не у всех, но у большинства бесспорно. Так давайте все-таки вспомним его работы: “Служили два товарища”, “Третий тайм”, “Дети Дон-Кихота”, “Семь стариков и одна девушка”.
Гранды отечественного кинематографа Сергей Гера­симов, Сергей Бондарчук, Николай Крючков, Евгений Матвеев и Анатолий Папанов утверждали, что работал Евгений Ефимович азартно, весело, самозабвенно.
Грандам надо верить, да и сама жизнь Карелова под­тверждает сказанное о нем после нее.
Не секрет, что Карелов обожал работать для “Фити­ля”.
- Как только Михалковым, - говорил он в одном из своих интервью, - был создан сатирический журнал, мне, как и каждому режиссеру, захотелось попробовать свои силы в жанре сатирической миниатюры. На пер­вый взгляд, это казалось довольно несложным - снять ленту в 70-100 метров, то есть на две-три минуты. Ведь до этого приходилось снимать полуторачасовой фильм.
На деле все оказалось гораздо сложнее. Если в доку­ментальном сюжете факты “работают” сами, то в игровом должны “работать” образы и характеры, художест­венное обобщение.
Кстати сказать, Карелов долго не решался приняться за сценарии для “Фитиля”. Но однажды, по его призна­нию, рискнул и рассказал Михалкову замысел сюжета “На троих””. Тот идею одобрил и даже дал несколько дельных советов.
- Конечно, - говорил Карелов, - без таких отлич­ных актеров, как Ролан Быков, Михаил Пуговкии и Са­велий Крамаров, мне бы не удалось добиться положи­тельного результата.
После первого удачного опыта эксцентрической пантомимы для “Фитиля” Евгений Ефимович написал и снял сюжеты “Где же справедливость?”, “Любовь с первого взгляда”...
Но не эти, конечно, работы принесли Карелову успех и славу. И даже не комедия “Семь стариков и одна де­вушка”. Картина, утверждал Борис Чирков, посвящена спортивным проблемам. Обращение к этой теме, счита­ет актер, не случайно. Режиссер любил спорт и в Феде­рации спортивного фильма считался одним из актив­нейших членов.
Человек Евгений Ефимович был действительно спортивный. Есть в его биографии интереснейший факт. Поступая после школы в Государственный инс­титут кинематографии, юноша неожиданно срезался на собеседовании о видах искусства. Тогда во ВГИКе такое не прощалось; Что же делать? Карелов решительно сда­ет документы в областной педагогический институт на факультет физического воспитания. Близкий его друг Николай Николаевич Гарновский убежден: педагогика и физвос очень пригодились впоследствии кинорежиссеру.
Через год Евгений Карелов сдает все экзамены в главный “киношный”институт, а в 1955 году с отличи­ем заканчивает ВГИК.
А как же с педагогикой и физическим воспитанием? И тут все в норме. Работая на киностудии “Мосфильм”, он по вечерам занимался в педвузе и тоже его успешно закончил.
Первой картиной Карелова, о которой заговорили, которая сделала его имя знаменитым, была, на мой взгляд, кинолента “Нахаленок”. Главного героя в ней, пацана Мишку, играл шестилетний мальчишка Вовка Семенов. В конце фильма, прощаясь с отцом, он дол­жен, по замыслу режиссера, горько плакать.
- Скольких же мне стоило трудов, - вспоминал Ев­гений Ефимович, - добиться от совсем еще юного ак­тера глубокого вхождения в роль. Он никак не мог про­чувствовать горе, постигшее Мишу. Слушал меня вни­мательно, а когда включали мотор, никак не хотел пла­кать. Наконец, заявляет мне: “А вы, дядя Женя, за­плачьте сами. Я посмотрю, как у вас получится”.
Пришлось режиссеру перевоплощаться в шестилет­него героя шолоховского рассказа. Входил в эту роль не раз, пока Вова не заплакал по-настоящему.
“Нахаленка” повезли на строгий суд самому Шоло­хову. Когда в клубе станицы Вешенской кончился про­смотр и все вышли в фойе, Михаил Александрович за­курил и сказал: “Хорошая картина – смеешься, и слеза прошибает”.
- Сразу же, - вспоминал позднее Карелов, - мы стали задавать волновавшие нас вопросы: как отражен быт, как решены характеры и типажи, пейзажи, костю­мы и т.д.
- Похоже. Хорошо. Есть, конечно, неточности, но это мелочи, - отмечал Михаил Александрович.
Вслед за писателем картину смотрели дети, а вече­ром собрались станичники. “После просмотра, - рас­сказывал Карелов, - началось обсуждение. Один из высту­пающих заявил: “Жаль, конечно, что фильм не снимал­ся на наших хуторах и в станицах, но “Нахаленок” всем понравился, и мы передаем студии и группе донской по­клон и спасибо”.
Большинство зрителей Вешенской, всей страны схо­дились в том, что “Нахаленок” - фильм живой, сделан­ный свободно, “с присущим, - как заметил оператор-постановщик В. Макаров, - Жене юмором”.
“Третий тайм”, “Служили два товарища” зритель так же принял как свои, народные фильмы.
“История, рассказанная сценаристами Юлием Дунским и Валерием Фридом, - писал журнал “Смена” в 1968 году, - непохожая на все предыдущие о граждан­ской войне. “Служили два товарища” - это героическая баллада о тех, кто погиб накануне победы, в последний день гражданской войны, быть может, от последней пу­ли. Светлое и горькое, радостное и грозное - все, чем было пропитано это тревожное и драматичное время, - пронизывает каждый эпизод фильма”.
Шестьдесят восьмой год. Боже, как давно это было... Олег Янковский - молодой актер Саратовского театра - в одной из главных ролей, бывшего студента, фото­графа Андрея Некрасова.
Такой же молодой, но уже известный Ролан Быков - нетерпимый товарищ Некрасова Карякин. Какая удача, что именно этих двоих выбрал режиссер.
Разное совершенно прочтение роли в “Детях Дон-Кихота” Анатолием Папановым и Евгением Кареловым тоже не помешало им снять прекрасный фильм. А ведь споры между ними были горячие. Папанов уходил, и на роль врача - Дон - Кихота пробовали других актеров. Но мудрый и терпеливый Евгений Ефимович понимал: лучше Папанова роль эту никто не сыграет.
Мудрость эта и терпение, полагаю, достались Ка­релову от матери, Марии Андреевны, прожившей прекрасную и трагическую жизнь.
7 января 1984 года ей исполнилось восемьдесят лет. Помню, как в районной газете “Подольский рабочий” была напечатана накануне ее восьмидесяти­летия заметка под названием “Научила нас и воспитала”. Седая женщина смотрела с помещенной под заметкой фотографии грустными глазами. Как много ей сказали в тот день хороших, добрых слов. Да и что, кроме искренней благодарности, могла заслу­жить Мария Андреевна, проработавшая столько лет учительницей русского языка и литературы, а потом, с 1951 года и до самого ухода на пенсию, директором четырнадцатой школы.
Ей написали письма ее бывшие ученики. Те, кто был поближе, в родном городе, принесли цветы, звонили по телефону. Поздравили мать и две ее дочери, тоже ставшие учительницами.
Но не было больше самого главного. Не было рядом двух сыновей - Бориса и Жени, так рано ос­тавивших ее в этой жизни.
Недавно старый друг Карелова Николай Николаевич Гарновский показал мне фотографии рабочих моментов съемок многих фильмов Карелова. Удивительное было ощущение. Его даже не передашь словами. Во-первых, конечно, интерес. Все-таки рядом, в самых непринужденных позах стоят загримированный под командира времен гражданской Анатолий Папанов, Николай Гри­ценко - главный “злодей” из “Двух капитанов”, и Евгений Карелов в цивильном костюме с галстуком.
А вот Владимир Высоцкий в офицерской шинели без погон, Олег Янковский в гимнастерке образца 1917-го года, Евгений Матвеев с генеральскими ромбами... А рядом с популярными актерами улыбающийся, сердитый, спорящий, убеждающий Евгений Ефимович Карелов. Даже фотографии дают представление о том, как неистово и самозабвенно работал этот человек.
Последняя работа Карелова - шестисерийный теле­визионный фильм “Два капитана”. Почему вдруг телевидение?
Известно, что задолго до решения Карелова снять фильм В. Каверин и Е. Габрилович пытались в полуторачасовой ленте передать драматургию романа “Два капитана”. Но работа соответствовала художественному произведению только в сюжетном отношении.
И вот Каверин встретился в работе над телефильмом с Кареловым. Этот режиссер, по мнению автора “Двух капитанов”, понимал роман так же, как и он. Увидел в нем не только увлекательное повествование с острым сюжетом, а понял его сущность, наполненную человеческими страстями, неистребимой волей, благородными стремлениями, “то есть все то, что я по мере своих сил и возможностей хотел выразить”.
Когда по телеэкранам страны прошла последняя серия “Двух капитанов”, Николай Николаевич Гарновский спросил Карелова: в чем, по его мнению, сила притяжения, истоки популярности этого романа?
- Думаю, - ответил Евгений Ефимович, - в самой природе нравственных проблем, которые решает произведение: проблем воспитания высоких человеческих, гражданских качеств, становления сильного, мужественного и энергичного характера.
Как все же не хватает этого человека сегодня, как недостает его фильмов! Как нужны были бы они в наше мутное и тяжелое время...
А много ли сегодня режиссеров, которые идут в кино, сохраняя, подобно Карелову, любовь к русской литературе, всегда остававшейся проповедницей добра, человечности, гуманизма? Лично я смог бы их перечесть по пальцам. У остальных в “творческом багаже” один набор: порнуха и чернуха.
Время, скажут, нынче иное, потому и фильмы не те. И, кто знает, были бы так популярны сегодня работы Евгения Карелова?
И все-таки я уверен: покажи сегодня по телевидению “Детей Дон-Кихота”, “Служили два товарища”, “Двух капитанов”, “Нахаленка” - пользы было бы куда больше, чем от этих сопливо-слезливых мыльных опер о богатых, которые время от времени плачут.

© Юрий Козловский
. . фильмография . .
1976 - Два капитана (мини-сериал)
драма, приключения, экранизация | сценарист
ВСЕ
______________________________________________________
1973 - Высокое звание II. Ради жизни на земле
драма, военный
RIP | ВСЕ
______________________________________________________
1973 - Высокое звание I. Я - Шаповалов Т.П.
драма, военный | сценарист
RIP | ВСЕ
______________________________________________________
1970 - Сохранившие огонь
драма, экранизация
RIP | ВСЕ
______________________________________________________
1968 - Служили два товарища
трагикомедия, военный
RIP | DVD | ВСЕ
______________________________________________________
1968 - Семь стариков и одна девушка
комедия | сценарист
RIP | DVD | ВСЕ
______________________________________________________
1965 - Дети Дон-Кихота
лирическая трагикомедия
RIP | DVD | ВСЕ
______________________________________________________
1965 - 1964 - Фитиль
На троих. Любовь с первого взгляда. Где же справедливость?
к/м, сатира | сценарист
RIP | ВСЕ
______________________________________________________
1962 - Третий тайм
драма, военный, спорт
RIP | DVD | ВСЕ
______________________________________________________
1961 - Нахалёнок
детский, драма, экранизация
RIP | DVD | ВСЕ
______________________________________________________
1960 - Яша Топорков
киноповесть
ВСЕ поиск
______________________________________________________
1960 - Пусть светит
к/м, военный, экранизация | сценарист
RIP | ВСЕ
______________________________________________________
1955 - Дым в лесу
к/м, приключения, детский, экранизация
RIP | ВСЕ
______________________________________________________
.
[Профиль]  [ЛС] 

su-Aleks

Стаж: 7 лет 8 месяцев

Сообщений: 79


su-Aleks · 19-Авг-14 12:46 (спустя 1 год 4 месяца)

[Цитировать] 

хороший режиссер
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error