Викторов, Ричард Николаевич

Страницы:  1

Ответить
Автор
Сообщение

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 5 лет 11 месяцев

Сообщений: 1573

ВладВА · 26-Дек-15 19:41 (1 год 11 месяцев назад, ред. 26-Дек-15 23:15)

[Цитировать] 

Викторов, Ричард Николаевич Советский кинорежиссёр, сценарист.Призы и награды1974 — заслуженный деятель искусств РСФСР
1977 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (за кинодилогию «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»)
1982 — Государственная премия СССР (за фильм «Через тернии к звёздам»)БиографияРодился 7 ноября 1929 года в Туапсе (ныне Краснодарский край) в семье инженера Николая Георгиевича Викторова (1886—1930). Его бабушка, Мария Николаевна Викторова была дочерью адмирала Н.И. Казнакова.
Летом 1941 года Ричард Викторов находился в детском санатории в Крыму и в ноябре при отступлении Красной армии был ранен и эвакуирован на Северный Кавказ. После войны в 1945—1947 годах учился в мужской средней школе № 35 Львова. Окончив школу экстерном, поступил на филологический факультет Львовского государственного университета и в 1952 году получил диплом преподавателя русского языка, логики и психологии.
Затем поступил на режиссёрский факультет ВГИК, учился в мастерской С.И. Юткевича. В 1957—1958 годах на Одесской киностудии снимал дипломный полнометражный фильм «На зелёной земле моей». После окончания института в 1959—1965 годах работал на киностудии «Беларусьфильм», а с 1965 — на ЦКДЮФ имени М. Горького.
В историю советской кинофантастики вошёл благодаря дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также фильму «Через тернии к звёздам». Не имея современных технических и компьютерных средств, уже в 1970-е годы Ричард Николаевич Викторов добился в своих фильмах абсолютного правдоподобия сцен в космосе и невесомости — даже космонавты не могли отличить экранную невесомость от настоящей. Режиссёр всерьёз задумывался о проблемах и опасностях, существование которых человечество осознало лишь через 30 лет: глобальное потепление, экологическая катастрофа из-за исчерпания природных ресурсов.
Важное место в его творчестве занимают также фильмы о Великой Отечественной войне: «Третья ракета» и «Обелиск», снятые по повестям В.В. Быкова. В фильме «Переходный возраст» также звучит тема памяти о войне, связи поколений.
Ричард Николаевич Викторов умер 8 сентября 1983 года во время съёмок фильма «Комета», фильм заканчивал другой режиссёр. Похоронен на Митинском кладбище в Москве; его жена, актриса Надежда Семенцова — рядом с ним. Его эпитафия гласит: «В искусстве своём ты останешься вечным, как вечно познание космоса».
В честь Р.Н. Викторова астероид 8717 получил наименование «Richviktorov».
Был женат на актрисе Надежде Семенцовой, она сыграла во многих его фильмах.
Дети:
Анна Викторова (р. 1959) — режиссёр кино и телепрограмм
Николай Викторов (род. 1964) — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр
Со страницы «Википедии»Фильмография1958 На зелёной земле моей — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёры: Ричард Викторов, Игорь Шишов
Сценарист: Н. Ершов
Оператор: Фёдор Сильченко
Композитор: Борис Карамышев
Художники: Юрий Богатыренко, Михаил Заяц
Производство: Одесская киностудия
Год: 1958
Премьера: 1960
Актёры: Николай Довженко, Жанна Дмитренко, П. Колесник, Надежда Семенцова, Лаврентий Масоха, Михаил Егоров, Нина Кукушкина, И. Мыльный
На лесной поляне собрались празднично одетые люди. Это жители Карпат — лесорубы. Летит над лесом задорная гуцульская мелодия. Сегодня небольшой праздник. За хорошую работу премировали радиоприёмником бригадира лесорубов Антона Гулыгу (Николай Довженко). Но на танцах он оплошал: не успел пригласить дочь лесничего Василину. Зато успел Илья. Он красив и строен, и пляшет отменно. Но Илья завистлив к славе знатного бригадира Антона, да и до денег жаден.
Директор леспромхоза Кирилюк (Лавр Масоха) решает вырубить Олений верх — большой массив леса на крутом склоне, под которым расположено село. Вырубка массива даст возможность Кирилюку легко выполнить план леспромхоза и поможет вернуть славу руководителя передового предприятия. Но оголённый склон могут размыть дожди, и тогда селу грозит оползень. Поэтому старый лесничий Шорбан, отец Василины, не хочет давать порубочного билета. Но Кирилюк смог уговорить Шорбана.
Узнав об этом, заволновались люди. Антон отказывается рубить Олений верх, но его отстраняют от должности бригадира. А вместо него назначают Илью, который мечтает о славе и больших заработках.
Антон скачет на коне на место рубки, чтобы помешать Илье. А в это время Шорбан вместе с дочерью отправляются в райком партии. Рубка Оленьего верха прекращена...
1960 Впереди — крутой поворот — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценарист: Аркадий Мовзон
Оператор: Израиль Пикман
Композитор: Юрий Бельзацкий
Художник: Юрий Альбицкий
Производство: Беларусьфильм
Год: 1960
Премьера: 6 декабря 1960
Актёры: Лев Круглый, Роза Макагонова, Софья Павлова, Юрий Дедович, Татьяна Алексеева, Таня Бейнерович, Николай Ерёменко (ст.), Александр Кистов, Игорь Белюс
Разыскивают водителя, сбившего на шоссе женщину, журналистку Снегирёву. Подозревается инженер Петр Сергеев. Но Сергеев, случайно обронивший фотокарточку своей невесты Ирины у места происшествия, не совершал преступления. Увидев лежащую на шоссе женщину, он уехал, чтобы не ввязываться в историю, хотя своевременная помощь могла бы её спасти. Через некоторое время к следователю приходит шофёр автопарка Андрей (Лев Круглый) и сознаётся в своей причастности к ночному происшествию. Он готов нести наказание, однако Снегирёва успевает сказать следователю, что, не заметив прицепа «МАЗа», по своей вине попала под его колёса. Врачи не смогли спасти Снегирёву, а оставшуюся сиротой девочку взяла к себе Ирина. Она не поняла и не простила Петра.
1963 Третья ракета — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценарист: Василь Быков
Операторы: Андрей Кириллов, Никита Хубов
Композитор: Евгений Глебов
Художники: Владимир Дементьев, Евгений Игнатьев
Производство: Беларусьфильм
Год: 1963
Премьера: 16 сентября 1963
Актёры: Станислав Любшин, Георгий Жжёнов, Спартак Федотов, Надежда Семенцова, Игорь Комаров, Юрий Дубровин, Леонид Давыдов-Субоч
Жанр: военный фильм, драма
По прозе Василя Быкова.
Судьба сводит в одном окопе на передовой очень разных людей, которым предстоит выдержать первую танковую атаку немцев... Первая экранизация прозы известного писателя Василя Быкова.
Награды
Диплом КФ Прибалтийских республик, Белоруссии и Молдавии (1964) за сценарий фильма (В. Быков).
1965 Дорогами отцов (документальный) — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценаристы: В. Грушо, Р. Викторов
Операторы: Г. Массальский, В. Орлов, Г. Лейбман
Производство: Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов
Год: 1965
Жанр: Документальный, исторический
Документальный фильм о 1-м Всесоюзном слёте победителей похода молодёжи по местам боевой славы в Брестской крепости в 1965 году.
В Брест съезжались победители всесоюзного похода молодёжи по местам боевой славы советского народа. Участниками слёта была высажена аллея деревьев, посвящённая памяти героев.
Наступит весна и зашумит наша аллея. А за три дня до слёта сапёры обнаружили в этой земле склад фугасов и мин...
1965 Любимая — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценарист: Олег Стукалов-Погодин
Оператор: Юрий Марухин
Композитор: Евгений Глебов
Художник: Владимир Дементьев
Производство: Беларусьфильм
Год: 1965
Премьера: 25 октября 1965
Актёры: Александра Назарова, Виталий Соломин, Игорь Добролюбов, Светлана Дружинина, Вячеслав Бровкин, Борис Платонов, Елена Максимова, Зара Долуханова, Надежда Семенцова, Анна Дубровина, Т. Сапего, Леонид Сатановский
По мотивам романа Н. Погодина «Янтарное ожерелье». Окончив школу, девушка Ира хотела поступать в институт, но встреча с молодым строителем Володей привела её на стройку. Прямота и добросовестное отношение девушки к работе не совсем нравились бригадиру Бляхину. Начались конфликты, за которыми последовали и её трудные отношения с любимым...
Текст песни Владимира Орлова.
1968 Переходный возраст — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценарист: Александр Хмелик
Оператор: Вадим Корнильев
Композитор: Николай Каретников
Художник: Альфред Таланцев
Производство: Киностудия им. Горького
Год: 1968
Премьера: 21 апреля 1969
Актёры: Елена Проклова, Серёжа Макеев, Виталий Сегеда, Александр Барский, Лена Беспалова, Игорь Ледогоров, Надежда Семенцова, Олег Мокшанцев, Валентина Ананьина, Мария Барабанова, Сергей Смирнов, Исай Гуров, Юрий Белов
Жанр: детский фильм, семейное кино
По мотивам романа В. Киселёва «Девочка и птицелёт».
Четырнадцатилетняя Оля увлекается химией, пишет стихи и мастерит летательный аппарат. Подружившись со второгодником Колей, она помогает ему преодолеть страх, который тот испытывает всякий раз у доски. Они много времени проводят вместе и знают, что нужны друг другу.
Критика
Переходный возраст — нелегка и сложна эта пора, пора формирования души человеческой!
Юность категорична в суждениях, и далеко не всегда она умеет быть снисходительной к слабостям и промахам взрослых — нарушение душевных контактов между воспитателями и воспитуемыми в этот период может оказаться, увы, необратимым!
Герои «Переходного возраста» — славные и серьёзные ребята с вполне благополучными судьбами. Оля Алексеева и её сверстники живут на одной из нарядных, заново отстроенных после войны улиц Волгограда, и «больная» для педагогики проблема дурного влияния «улицы» для этих ребят попросту не существует. Они учатся в школе, где, судя по всему, нет тех равнодушных к своей работе педантов-учителей, от которых маялись в последние годы герои многих фильмов «на школьные темы». У наших героев хорошие, дружные семьи, в которых любят ребят, заботятся о них и не терзают мелочной, досадной опекой, неизбежно порождающей «конфликты». У ребят насыщенная, заполненная до краёв и вполне интеллигентная жизнь: Оля пишет тонкие и полные раздумий стихи, Серёжа фехтует (он — д'Артаньян своей школы!), ребята сообща увлекаются химией, мечтают построить «птицелёт» (машущий крыльями самолёт). Казалось бы, обстоятельства эти являются жизни размеренной и безмятежной, не сулящей особых душевных драм ребятам и их семьям, — однако «переходный возраст» не проходит ни для кого бесследно.
И драма, конечно, не в том, что из-за Олиного увлечения химией безнадёжно испорчен прекрасно задуманный именинный торт. Фильм режиссёра Р. Викторова «Переходный возраст» (автор сценария А. Хмелик) обращён в равной мере к сверстникам героев фильма и ко взрослой аудитории. Он очень настойчиво возвращает нас к важному и нужному разговору о хрупкости и уязвимости человеческой души, о крайней ранимости и впечатлительности психологии подростков. Фильм напоминает о том, как трудно (но важно!) руководить процессом мужания души подростка, уважая в нём его человеческую личность и доверяя его суждению и нравственному инстинкту. Олечку Алексееву, трогательную, умную и справедливую девочку, прекрасно сыграла школьница Лена Проклова, памятная всем любителям кино по фильму «Звонят, откройте дверь».
Раиса Зусева. «Спутник кинозрителя», май 1969 года
1970 Переступи порог — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценарист: Анатолий Гребнев
Оператор: Андрей Кириллов
Композитор: Владимир Чернышёв
Художники:
Семён Веледницкий, Нина Юсупова
Производство: Киностудия им. Горького
Год: 1970
Премьера: 19 августа 1970
Актёры: Евгений Карельских, Ирина Короткова, Константин Кошкин, Наталья Рычагова, Михаил Любезнов, Араик (Ара) Бабаджанян, Юрий Фисенко, Ольга Науменко, Юрий Визбор, Ольга Аросева, Надежда Семенцова, Инна Ульянова, Александр Ширшов, Артём Карапетян, Клавдия Хабарова, Михаил Волков
Жанр: драма, молодёжный фильм
О десятиклассниках, первых жизненных испытаниях, настоящей дружбе и первой любви.
По-разному складываются судьбы бывших школьников. Андрей Глазунов ради поступления в институт предаёт своих друзей. Честный и искренний Алик Тихомиров отказывается от протекций и готов идти в армию. Лена Прохорова, в которую влюблён Алик, выходит замуж по расчёту...
1973 Москва – Кассиопея — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценаристы: Авенир Зак, Исай Кузнецов
Оператор: Андрей Кириллов
Композитор: Владимир Чернышёв
Художник: Константин Загорский
Производство: Киностудия им. Горького
Год: 1973
Премьера: 23 сентября 1974
Актёры: Иннокентий Смоктуновский, Василий Меркурьев, Лев Дуров, Юрий Медведев, Пётр Меркурьев, Миша Ершов, Саша Григорьев, Володя Савин, Владимир Басов (младший), Ольга Битюкова, Надежда Овчарова, Ирина Савина
Жанр: детский фильм, научная фантастика, приключения
Из глубин Вселенной до Земли долетает радиосигнал с планеты Альфа созвездия Кассиопеи, посланный разумными существами. В соответствии с проектом Виктора Середы, к Альфе Кассиопеи отправляется экспедиция. Ввиду того, что полёт займёт очень много времени, команда формируется из подростков не старше 14 лет, чтобы к концу полёта экипаж составляли космонавты в самом расцвете сил. Из-за безответственного поведения космического зайца Лобанова, корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Смогут ли юные герои выполнить свою миссию?
Награды
Премия за лучший детский фильм (вместе с фильмом «Озорные братья») на VII Всесоюзном кинофестивале (г. Баку, 1974 г.)
Серебряный приз в конкурсе детских фильмов X Международного кинофестиваля (г. Москва, 1975 г.)
Специальная премия жюри на XIII Международном кинофестивале фантастических фильмов (г. Триест, Италия 1975 г.)
«Платеро» — премия XIII Международном кинофестивале для детей и юношества (г. Хихон, Испания, 1975 г.)
Диплом X Международного технического конкурса фильмов в рамках XII конгресса УНИАТЕК (г. Москва, 1976 г.).
Критика
Перед нами рассказ о том, как к одной планете Кассиопеи, откуда пришли сигналы терпящей бедствие цивилизации, полетел советский звездолёт с экипажем из... четырнадцатилетних подростков. Фантастика? Как сказать, во всяком случае, это та фантастика, к которой нас уже приучили Брэдбери, Лем, братья Стругацкие и им подобные писатели — фантастика, раскрывающая глубокие течения реальности. В фильме идея такого полёта рождается на пионерском сборе, где семиклассник Виктор Середа в присутствии учёных заявит, что в длительные космические рейсы надо посылать детей — они за свою жизнь успеют вернуться на Землю. До Кассиопеи время полёта займёт 27 лет. Если туда послать взрослых и образованных людей, то обратно они не вернутся. Короче: идею Виктора учёные принимают, и вот — три паренька и три девушки летят к далёкой звезде. Уже в полёте окажется, что на их звездолёт пробрался «заяц» — их одноклассник по прозвищу Лоб (его фамилия Лобанов, но Лоб —это скорее сокращённо от слова «лоботряс»).
Во время полёта они вырастут и выучатся, и уже сейчас мы можем понять— кто каким из них станет и даже то, кто кого полюбит. А пока они ещё подростки, многое не понимающие и не знающие. И самый безалаберный среди них — двоечник Лоб, чуть было не погубивший экспедицию. Лоб явно служит тому, что Эйзенштейн называл «снятием пафоса» с материала, который сам по себе полон пафоса. Этому же «снятию» служит и ироническая сцена в кабинете академика, и роль «Исполняющего Особые Обязанности» И. Смоктуновского, и многие тонкие и тактичные шутки.
В фильме участвуют И. Смоктуновский, В. Меркурьев и многие другие хорошие «взрослые» актёры, но надо сказать, что они безнадёжно проиграли своим юным коллегам. Об этом фильме трудно говорить коротко — каждый его компонент интересен и заслуживает подробного анализа, что, впрочем, всё равно ничего не объяснит тем, кто не видел «Москву — Кассиопею», — хороший фильм, как музыку, нельзя пересказать — его надо видеть. Но если попытаться коротко определить главное его достоинство, то оно будет заключаться в серьёзности разговора, который ведут авторы с детьми и вообще со зрителем. Много это или мало — серьёзность разговора? Это поймёт каждый зритель, посмотревший «Москву — Кассиопею» и вспомнивший массу картин, полных глупостей или снисходительного сюсюканья, дидактики или холодного равнодушия.
Ромил Соболев, кинокритик. «Спутник кинозрителя», сентябрь 1974 года
1974 Отроки во вселенной — режиссёр | Rip | DVD | Малый экран |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценаристы: Авенир Зак, Исай Кузнецов
Оператор: Андрей Кириллов
Композитор: Владимир Чернышёв
Художник: Константин Загорский
Производство: Киностудия им. Горького
Год: 1974
Премьера: 25 марта 1975 (СССР)
Актёры: Миша Ершов, Саша Григорьев, Володя Савин, Владимир Басов (младший), Ольга Битюкова, Надежда Овчарова, Ирина Савина, Вадим Ледогоров, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Лев Дуров
Жанр: детский фильм, научная фантастика, приключения
Продолжение фильма «Москва — Кассиопея». Приключения ребят продолжаются на Альфе, где они встречаются с жителями и роботами этой планеты.
Награды
Премия за лучший детский фильм о детях и юношестве на VIII Всесоюзном кинофестивале (г. Кишинев, 1975 г.)
«Серебряный астероид» — специальная приз XVI Международного кинофестиваля фантастических фильмов (г. Триест, Италия 1976 г.)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1977 г.) — А. Заку, И. Кузнецову, Р. Викторову, А. Кириллову, В. Шолину, С. Ильтякову.
1976 Обелиск — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценаристы: Василь Быков, Ричард Викторов
Оператор: Андрей Кириллов
Композитор: Владимир Чернышёв
Художник: Александр Дихтяр
Производство: Киностудия им. Горького
Год: 1976
Премьера: 3 октября 1977
Актёры: Евгений Карельских, Игорь Охлупин, Леонид Охлупин, Александр Стригалев, Павел Кунич, Слава Заяц, Евгений Чебышев, Миша Горностай, Павел Аксенчиков, Анна Викторова, Михаил Глузский, Валерий Носик, Валентин Грачёв, Николай Муравьёв, Сергей Гурзо (младший), Кирилл Столяров, Надежда Семенцова, Геннадий Овсянников, Светлана Радченко, Лилия Гурова, Валентин Голубенко, Фёдор Валиков, Галина Калюженко
Жанр: военный фильм, драма
По одноимённой повести Василя Быкова. Алесь Мороз, белорусский учитель, сдаётся немцам, чтобы спасти от смерти шестерых своих учеников. Убивают всех. Случайно выживает лишь один — Паша Миклашевич. Стоило ли Морозу жертвовать собой? Неужели можно доверяться обещаниям немцев? С другой стороны, необходимо было использовать любой шанс, чтобы дети остались живы...
Критика
...Он стоит на окраине одного из сёл Западной Белоруссии, скромный бетонный обелиск, каких поставлено множество по всей нашей огромной земле — в память о павших, о тех, кто отдал жизнь за Родину. Проходят годы, и война отодвигается всё дальше от нас, но память не тускнеет, по-прежнему ясная и требовательная, и новые имена и события теперь уже давних дней становятся известными людям. Никто не забыт и ничто не забыто. Так должно быть. Так нужно нам, живым. Здесь, у обелиска, начинается повесть и начинается фильм. К нему, обелиску, сойдутся нити многих судеб. И нам предстоит заново пережить эти судьбы, чтобы распутать нити, чтобы понять, какие люди и какие события стоят за шестью краткими строчками, выбитыми на чёрной металлической табличке. Здесь впервые прозвучит фамилия Алеся Мороза, героя повести. И требование — вернуть сельскому учителю, погибшему при неизвестных обстоятельствах в самом начале войны, его доброе имя.
События фильма переносят нас в те далёкие годы, в детство тех, с кем мы встретились сегодня у обелиска. Обычная сельская школа. Обычный урок. Обычный учитель, Алесь Мороз, совсем ещё молодой, стремящийся передать своим питомцам весь свой нравственный максимализм, научить их быть прежде всего людьми. У него сильные союзники в этом деле — все духовные богатства, накопленные человечеством, сокровища великого искусства, весь строй советской жизни. Потом, когда придёт час испытаний, когда белорусская земля содрогнется от взрывов, когда фашистские танки пройдут по тихой деревенской улице, сама жизнь станет жестоким экзаменом и ему и его ученикам — экзаменом на мужество, стойкость, убеждённость. В этой жизни не было тех героических событий, о которых сообщали газеты. Мороз — инвалид, и пока его сверстники на фронтах войны бьются с врагом, здесь, во вражеском тылу, на оккупированной территории, он продолжает учить детей, учить искусству оставаться человеком в нечеловеческих условиях. Об этом незаметном, но подлинном героизме рассказывает повесть Василя Быкова, возвращая нас памятью к многим и многим судьбам людей, чьи имена отсутствуют и на обелисках и в списках награждённых боевыми орденами. Судьбам, тем не менее, подвижническим. В них тоже отразилась сущность народа, душу которого врагу оказалось понять не под силу.
Ричард Викторов, экранизируя повесть «Обелиск», уделил пристальное внимание событиям. Это придало образу главного героя некоторый оттенок заданности.
В том Морозе, каким его играет актёр Евгений Карельских, чувствуется некая исключительность. Черты подвижничества и самоотречённости чересчур педалируются режиссёром, поэтому фильм, на мой взгляд, оказывается во многом лишённым той обобщающей силы, какая свойственна повести, а история, рассказанная нам с экрана, приобрела более частный, уникальный характер.
Но история эта, несомненно взволнует зрителей, и Мороз, её герой, запомнится нам своей нравственной чистотой, цельностью, человеческим обаянием.
Валерий Кичин. «Спутник кинозрителя», октябрь 1977 года
1980 Через тернии к звёздам — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Ричард Викторов
Сценаристы: Кир Булычёв, Ричард Викторов
Оператор: Александр Рыбин
Композитор: Алексей Рыбников
Художники: Константин Загорский, Александр Добрягин
Производство: киностудия им. Горького
Год: 1980
Премьера: апрель 1981
Серий: 2
Актёры: Елена Метёлкина, Вадим Ледогоров, Надежда Семенцова, Александр Лазарев (ст.), Александр Михайлов, Борис Щербаков, Игорь Ледогоров, Игорь Ясулович, Владимир Фёдоров, Глеб Стриженов, Вацлав Дворжецкий, Евгений Карельских, Улдис Лиелдидж, Людмила Нильская, Елена Фадеева, Валерий Носик, Александр Бочаров, Алексей Ванин, Светлана Радченко
Жанр: научная фантастика
Широкоформатный фильм.
XXIII век. Патрульный звездолёт дальней разведки «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль неизвестного происхождения, на нём — трупы гуманоидных существ, выведенных искусственно путём клонирования. Один из клонов, девушка лет 18 по земным меркам, оказывается живой благодаря скафандру, в котором она, очевидно, находилась в момент гибели корабля. На карантинной околоземной станции Комиссия по контактам решает дальнейшую судьбу инопланетянки. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на изоляции и всестороннем исследовании клона в институте космической генетики, так как неизвестна цель выведения инопланетных гуманоидов ин витро. Однако комиссия принимает сторону специалиста по контактам с инопланетным разумом Сергея Лебедева, предлагающего под свою ответственность поселить инопланетянку в своём доме, поскольку он уверен, что общение с человеческой семьёй продуктивнее для установления контакта. Надежде Ивановой поручен биоконтроль над существом.
Девушка живёт в доме Лебедева, осваивается в его семье, состоящей из пожилых родителей Сергея (отец — океанолог, мать — профессор медицины, акушер) и его сына Степана — курсанта космического института. Вскоре благодаря усилиям Сергея устанавливается долгожданный контакт, — Нийя (так называет себя девушка) начинает общаться с окружающими. В результате этого общения обнаруживаются некоторые сверхчеловеческие способности инопланетянки, такие как мгновенная реакция, телекинез, телепортация. Необыкновенные способности, нечеловеческая сила и выносливость проявляются независимо от неё в экстренных ситуациях. При этом просматриваются явные признаки амнезии, — Нийя почти ничего не может рассказать о себе. Лишь иногда в мозгу девушки всплывают отдельные эпизоды прошлого: отец-профессор, сёстры и братья-клоны в лаборатории, кислотные дожди, отравленные почва и вода. Раз за разом воспоминания из прошлого накладываются на благополучное земное настоящее Нийи, влияя на её поступки. Между тем Надежда обнаруживает в мозгу Нийи искусственно внедрённый «центр послушания», воздействуя на который определённым излучением, можно полностью управлять ею.
Нийе нравится земная жизнь и земляне, но её не покидает мысль, что она создана для некой важной миссии и должна её исполнить. Вскоре случайность помогает разрешить её терзания. По телевидению показывают репортаж о визите посланников с планеты Десса. Они прилетели, чтобы просить у землян помощи: на Дессе растрачены все природные ресурсы и уничтожена биосфера, у населения нет воды и воздуха, люди находятся под угрозой скорой гибели. Увидев одного из посланников, Ракана, Нийя узнаёт его и вспоминает, что её родная планета — Десса. Девушка принимает решение: вернуться на родную планету.
Нийя проникает на корабль «Астра», посланный с ассенизаторской миссией на Дессу. В составе экипажа есть её знакомые: Надежда Иванова, которая входит в число специалистов, отправленных на Дессу, и практикант Степан Лебедев, опоздавший на свой корабль дальней разведки и переведённый на «Астру». На этом же корабле возвращаются домой Ракан и его коллега Торки. На пути к Дессе «Астра» встречает мёртвую «Гайю» — корабль, в котором год назад нашли Нийю. Ракан и Торки узнают в нём корабль видного учёного с Дессы, профессора Глана. Рискуя жизнью, Нийя телепортируется на Гайю и отключает «зов Глана» — установку по контролю и слежению за клонами. От неминуемой гибели её спасает Степан.
Посланники, наконец, открывают землянам тайну мёртвого корабля-лаборатории, профессора Глана и прошлого Нийи. Глан очень хотел спасти Дессу от экологической катастрофы, но уже не веря, что это под силу жителям планеты, создал искусственных людей, наделив их сверхспособностями, чтобы они силой остановили гибель Дессы. Не понятый соотечественниками, Глан вынужден был бежать с Дессы на последнем космическом аппарате-лаборатории, рассчитывая вернуться, когда его друзья придут к власти и дадут сигнал к возвращению. Однако сигнал так и не поступил. Когда на корабле подошли к концу запасы продуктов и топлива, Глан принял решение возвращаться, но возвращения не случилось — судя по предварительным анализам землян, «Гайя» была взорвана.
Оказавшись на Дессе, земляне начинают операцию по очистке планеты. Но им противодействует местный олигарх Туранчокс, боящийся потерять прибыль от продажи противогазов, масок, воздуха, воды, продуктов питания, а с ними и реальной власти и могущества. Люди Туранчокса во главе с Торки подбрасывают в последний действующий источник воды агрессивный химический реагент и обвиняют землян в порче воды, разжигая недовольство населения. Однако земляне спасают источник, а затем успешно проводят первый этап ассенизации, конденсируя смертельную атмосферу Дессы плазменными разрядами, при этом на короткое время демонстрируя дессианам голубое небо и настоящий чистый дождь. Туранчокс решается на крайние меры. Используя единственный оставшийся центр управления клонами, он решает взорвать «Астру», используя Нийю. Ракан понимает, что Туранчокс, поместивший свою штаб-квартиру в бывшем институте Глана, добрался до центра управления клонами. Колебавшийся ранее, фактически предавший Глана из-за боязни навредить карьере, сейчас Ракан готов отдать жизнь ради спасения Дессы. Кроме того, Ракан озабочен судьбой Нийи, он был донором биоматериала для клонов Глана, Нийя биологически является его дочерью.
При встрече с Туранчоксом Ракан просит его не мешать землянам, но не находит сочувствия. Туранчокс показывает Ракану центр управления и вызывает Нийю, чтобы та пронесла на «Астру» мощную бомбу-браслет. Ракан пытается помешать этому, но один из слуг Туранчокса смертельно ранит его. Умирающий Ракан решает погубить Туранчокса и из последних сил выпускает из секретной лаборатории института последнее детище Глана — биомассу (материал для будущих поколений населения Дессы). Биомасса крайне агрессивна и мгновенно распространяется, пожирая органику.
В это время Нийя идёт на «Астру», повинуясь командам Туранчокса. Надежда останавливает её, но Торки, идущий за Нийей по пятам, стреляет в Надежду. Увидев её гибель, Нийя преодолевает «зов Глана» и выбрасывает бомбу. Биомасса быстро заполняет институт Глана, в недрах которого погибают Ракан и Туранчокс, и вырывается наружу. Это гибельно для всей планеты, поэтому земляне решают уничтожить её излучением с «Астры».
В финале экипаж «Астры», выполнив свою задачу по предварительной очистке Дессы, готовится к возвращению домой. Прощаясь с Нийей на поле с посадками молодой зелени, Степан просит её вернуться с ним на Землю, но Нийя отказывается. Она теперь точно знает своё предназначение — налаживание нормальной жизни на своей родной планете.
Новая версия фильма
В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1), кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя».
Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».
Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия.
Факты
На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Елена Метёлкина.
Первоначально задумывалось снимать инопланетянку совершенно лысой, но из-за критики чиновников из Госкино пришлось делать короткие белые парики для всех клонов.
Манекенов погибших на Гайе клонов изготавливали из гипсового слепка Метёлкиной, заливая его жидким пенопластом.
Исследование разрушенного инопланетного корабля снимали в декорациях, установленных на дне бассейна гостиницы «Ялта».
Некоторые космические сцены снимались под водой, с использованием «гидроневесомости» для имитации настоящей.
В фильме должен был быть показан флаер — аппарат, который спускает Нийю и Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но на это транспортное средство не хватило бюджета, пришлось показать, как на площадку сходят Сергей и Нийя, а откуда — неясно. Также, в сцене, когда Степан Лебедев просит у Надежды разрешение «покататься», он идёт за кусты, где виден обычный автомобиль.
Робота Бармалея предполагалось сделать из металла. Но первую конструкцию реквизитор сварил из железных вёдер, проигнорировав режиссёрские эскизы, и Викторов её отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств, и робота сделали надувным.
В эпизоде, где Нийя раздевается на пляже, изначально было задумано показать, что у героини отсутствует пупок. Партийное начальство сочло такую сцену недопустимой в советском киноискусстве. Пришлось ради сохранения сцены выдумывать диалог про «моральные нормы землян».
Плато «Южный крест» снимали недалеко от Бахчисарая в каменном городе Чуфут-Кале.
В роли одного из археологов на плато «Южный крест» снимался сын режиссёра Николай Викторов, впоследствии ставший режиссёром Новой версии «Терний».
На информационном табло космопорта можно заметить название звездолёта «Заря» и пункт его назначения — Альфа Кассиопеи. Этот звездолёт, очевидно, назван в честь звездолёта «Заря» из другого фильма Ричарда Викторова: «Москва — Кассиопея».
Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары. До этого там планировались съёмки фильма Андрея Тарковского «Сталкер», но не было найдено места для размещения съёмочной группы, и съёмки были перенесены в Эстонию. Необычный вид ландшафтов был получен за счёт использования технической спектрозональной киноплёнки «СН-6М», один из эмульсионных слоёв которой обладает светочувствительностью к инфракрасному излучению.
Подземные сооружения Дессы снимали в подвалах Солянки.
Вездеход, на котором земляне исследуют Дессу, изготовили на Ялтинской киностудии из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей самолёта.
Там же снимали и биомассу, состоящую из противопожарной пены и муки, а плавающие в этой смеси аквалангисты создавали визуальный эффект живого бурления массы.
В конце фильма новой версии ошибочно указан актёр Владимир Носик, сыгравший Лийя. Лийя же играл Валерий Носик.
Актёр Улдис Лиелдидж был известен в советском кинематографе ролями офицеров нацистской Германии. Однако режиссёр Ричард Викторов именно этому типичному латышу отдал роль советского космонавта Сергея Лебедева.
Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких.
1983 Комета — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёры: Ричард Викторов, Юрий Чулюкин
Сценаристы: Кир Булычёв, Ричард Викторов
Оператор: Александр Рыбин
Композитор: Владимир Чернышёв
Художник: Валерий Иванов
Производство: Киностудия им. Горького
Год: 1983
Премьера: апрель 1984
Актёры: Анатолий Кузнецов, Надежда Семенцова, Алёна Беляк, Дмитрий Золотухин, Владимир Басов, Светлана Радченко, Наталья Мартинсон, Валентин Смирнитский, Фёдор Стуков, Юрий Чулюкин, Павел Арсенов, Александр Кузнецов, Георгий Милляр, Рудольф Рудин, Хуат Абусеитов, Борис Володин
Жанр: комедия, научная фантастика, приключения
Последняя режиссёрская работа Ричарда Викторова.
В разгар курортного сезона уезжающая в экспедицию киногруппа оставляет бутафорский корабль на сохранение местному жителю — бывшему капитану, чья жена ставит уникальные биологические опыты. Вопреки запрету, он запускает туда на поселение отдыхающих-«дикарей», один из которых является астрономом-любителем и наблюдает приближающуюся к Земле комету. В то же время внутри корабля происходят загадочные события. Напряжённость растёт. По телевидению учёные объявляют о том, что существует вероятность падения кометы на Землю, причём в районе этого города. Среди отдыхающих начинается паника, город пустеет в считанные часы. Когда комета подходит вплотную, живущие в корабле курортники решают спасаться бегством на самом бутафорском корабле, но он разваливается на части, едва отойдя от берега. Жена капитана видит сон, в котором комета оказывается инопланетным кораблём. Инопланетяне специально посещали Землю, чтобы увидеть результат её опытов — единственную в своём роде голубую розу. В это время возвращается киногруппа. Режиссёр сначала разгневан, однако ему успевают подсказать, что с разбившимся кораблём можно снять сцену кораблекрушения. Съёмки продолжаются...
Факты
Ричард Викторов по окончании съёмок слёг в больницу с инфарктом и более не вернулся к работе, поэтому фильм заканчивал Юрий Чулюкин. Из-за этого сильно пострадал текст — цензоры воспользовались смертью Викторова и попросили переделать уже отснятый фильм. В результате автору сценария Киру Булычёву пришлось вместе с синхронистом подгонять новый текст под движение губ актёров.
В фильме в качестве актёров выступили кинорежиссёры Владимир Басов и Павел Арсенов.
Пришельцами являются «жители Дессы» из предыдущего фильма Викторова «Через тернии к звездам». Это видно по их облику, хотя планета и не названа.
[Профиль]  [ЛС] 

Narod2015

Стаж: 3 года 7 месяцев

Сообщений: 111


Narod2015 · 11-Фев-17 18:47 (спустя 1 год 1 месяц)

[Цитировать] 

Спасибо за создание темы о режиссёре, работавшем на Беларусьфильме.
Когда-то его фантастические фильмы, снятые уже на Киностудии им. Горького, были самыми любимыми фильмами детства.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error