Жебрюнас, Витаутас-Арунас

Страницы:  1

Ответить
Автор
Сообщение

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 5 лет 11 месяцев

Сообщений: 1573

ВладВА · 02-Мар-16 19:34 (1 год 9 месяцев назад, ред. 02-Мар-16 22:04)

[Цитировать] 

Жебрюнас, Витаутас-Арунас Литовский советский кинорежиссёр, сценарист, художник.Призы и награды1965 — приз «Серебряный парус» МКФ в Локарно за фильм «Последний день каникул»
1966 — гран-при XVII Международного Каннского фестиваля юношеских фильмов за фильм «Последний день каникул»
1970 — лауреат премии Ленинского комсомола Литвы
1979 — заслуженный деятель искусств Литовской ССР
2010 — приз «Золотой журавль» за большие заслуги в области кино и в связи с 80-летием
2011 — национальная премия в области культуры и искусстваБиографияВитаутас-Арунас Жебрюнас (лит. Vytautas Arūnas Žebriūnas) родился 8 августа 1930 года в Каунасе.
В 1955 году окончил факультет архитектуры Вильнюсского художественного института. Был художником-постановщиком литовских художественных фильмов «Голубой горизонт» и «Юлюс Янонис». Режиссёрский дебют состоялся в 1960 году в фильме «Живые герои» (новелла «Последний выстрел»). В 1961 году проходил стажировку на киностудии «Мосфильм» у известного кинорежиссёра Михаила Ромма.
Арунас Жебрюнас — единственный литовский режиссёр, снявший так много фильмов для детей и о детях. В них много философских размышлений о цене добра и зла. Режиссёр умел и создавал светлое и поэтическое кино.
Ушёл из жизни 9 сентября 2013 года в Вильнюсе. Урна с прахом захоронена на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе.
Со страницы сайта Кино-Театр.ruФильмографияН — пока нет на Трекере
1957 Голубой горизонт (оригинальное название: Žydrasis horizontas) — художник | Н
Описание
Режиссёр: Витаутас Микалаускас
Оператор: Альгимантас Моцкус
Композитор: Эдуардас Бальсис
Художник: Арунас Жебрюнас
Производство: Литовская киностудия
Год: 1957
Премьера: апрель 1958 (Вильнюс), 17 марта 1959 (Москва)
Актёры: Йонас Суткус, Эустахиюс Аукштикальнис, Вакарис Лопас, Наполеонас Бернотас, Зузана Масюлявичюте, Броне Курмите, Гражина Баландите, Елена Яцкуте, Юозас Ярушявичюс, Витаутас Буйзис, Ромас Летувайтис
Жанр: детский фильм, семейное кино
Двое друзей-мальчишек Витукас и Саулюс решили бежать к морю и стать отважными моряками. Мошенник и аферист Тибурциус, надеясь хорошо заработать на этом деле, предложил им свою помощь, отрекомендовавшись «старым морским волком». Сообщив родителям, что едут к родственникам, мальчики отправляются в дорогу.
В пути их ожидает множество злоключений. А их провожатый Тибурциус исчезает, прихватив с собой самые ценные вещи спутников. Наконец, Витукас и Саулис, измученные и голодные, добираются до Клайпеды. Им удаётся пробраться на корабль, но там их опознают и отправляют домой. А Тибурциуса задерживает милиция.
Первый фильм, сделанный совершенно самостоятельно силами только литовских кинематографистов. С него, собственно, и начинается история литовской кинематографии.
1959 Последний выстрел / Paskutinis šūvis (3-я новелла из 4-х в киноальманахе Живые герои / Gyvieji didvyriai) — режиссёр, художник | Rip |
Описание
Живые герои
Четыре новеллы о жизни литовских детей в разные периоды жизни республики:
«Нам не нужно» (Mums nebereikia), режиссёр Марионас Гедрис;
«Соловушка» (Lakštingala), режиссёр Балис Браткаускас;
«Последний выстрел» (Paskutinis šūvis), режиссёр Арунас Жебрюнас;
«Живые герои» (Gyvieji didvyriai), режиссёр Витаутас Жалакявичюс.
Художественный руководитель альманаха — Витаутас Жалакявичюс.
Нам не нужно / Mums nebereikia
Режиссёр: Марионас Гедрис
Сценарист: Марионас Гедрис
Операторы: Робертас Верба, Донатас Печюра
Производство: Литовская киностудия
Год: 1959
Актёры: Нериюс Наркис, Эдуардас Чепулис, Регина Зданавичюте, Казимирас Виткус, Нийоле Нарияускайте-Гражене
По новелле Юозаса Балтушиса.
Литва начала 20 века. Маленького Юозукаса родители забирают из школы и продают в пастухи кулаку из другого хутора. Но оказывается, что он уже и здесь не нужен: вернулся прежний пастушок. Юозакасу не разрешают даже переночевать на хуторе. Тёмной ночью мальчик возвращается домой…
Соловушка / Lakštingala
Режиссёр: Балис Браткаускас
Сценарист: Витаутас Жалакявичюс
Операторы: Альгирдас Араминас, Владас Кряунявичюс
Производство: Литовская киностудия
Год: 1959
Актёры: Витаутас Буйзис, Гедиминас Паулюкайтис, Балис Браткаускас
По новелле Пятраса Цвирки.
Вторая мировая война. Немецкий карательный отряд направляется в деревню Сурмантай. В лесу немцы встречают мальчика, имитирующего трели соловья. Каратели приказывают ему показать дорогу. Соловушка соглашается проводить их — и приводит к партизанам.
Последний выстрел / Paskutinis šūvis
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Хенрикас Шаблявичюс
Оператор: Йонас Грицюс
Художник: Арунас Жебрюнас
Производство: Литовская киностудия
Год: 1959
Актёры: Живиле Якелайтите, Бронюс Бабкаускас
В послевоенное время в рыбацкой деревушке возрождается жизнь, строятся новые дома. Но на окраине деревни, в камышах, прячется недобитый литовский эсесовец (Бронюс Бабкаускас). Маленькая Лайма встречает вооружённого бандита. Она приходит к нему в землянку и, приняв блестящие патроны за игрушки, уносит их с собой. Бандит требует отдать патроны. Лайма бросает их ему, но они падают в воду. Пытаясь спасти патроны, бандит вязнет в трясине. Погибая, он стреляет в девочку из автомата…
Живые герои / Gyvieji didvyriai
Режиссёр: Витаутас Жалакявичюс
Сценарист: Альгимантас Чекуолис
Оператор: Альгимантас Моцкус
Производство: Литовская киностудия
Год: 1959
Актёры: Леонидас Милашаускас, Валентинас Тауянскас, Антанас Габренас, Стяпонас Космаускас, Владас Юркунас
Кем станут молодые советские школьники — инженерами, лётчиками, скульпторами? Пионеры Викис и Алюс знакомятся с крановщиком Ряубой, приходят к нему на стройку — и решают стать крановщиками.
1959 Юлюс Янонис (оригинальное название: Julius Janonis) — художник | Н
Описание
Режиссёры: Балис Браткаускас, Витаутас Дабашинскас
Оператор: Эдуард Розовский
Композитор: Витаутас Клова
Художник: Арунас Жебрюнас
Производство: Литовская киностудия
Год: 1959
Премьера: май 1959 (Вильнюс), 20 февраля 1961 (Москва)
Актёры: Генрикас Кураускас, Гражина Баландите, Балис Бараускас, Елена Яцкуте, Юозас Мажейка, Витаутас Канцлерис, Альфонсас Амбрасас, Ромаульдас Юкнявичюс, Альгимантас Масюлис, Стяпас Юкна, Альфонас Радзявичюс
Жанр: биография
О литовском поэте и революционном деятеле Юлюсе Янонисе (1896 — 1917).
В 1916 году Юлюс Янонис приезжает в Петербург, чтобы учиться в университете и продолжать подпольную борьбу. Но оказывается в тюрьме. Голые холодные стены, одиночная камера. Только революция приносит освобождение. Снова редакция газеты, бессонные ночи, поездки на фронт. В одну из них Юлюс заболевает. Врач осмотрел больного и отвёл в сторону его друзей — положение больного безнадёжно. Последние слова долетают до Янониса. Когда друзья уходят, Юлюс поднимается. Он идёт, шатаясь, навстречу ветру и шепчет свои последние стихи во имя жизни...
1961 Канонада (оригинальное название: Kanonada) — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёры: Раймондас Вабалас, Арунас Жебрюнас
Сценарист: Витаутас Римкявичюс
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Эдуардас Бальсис
Художник: Альгимантас Завиша
Производство: Литовская киностудия
Год: 1961
Премьера: август 1961 (Вильнюс), 24 февраля 1964 (Москва)
Актёры: Эугения Плешките, Стасис Петронайтис, Вацловас Мурашка, Стяпас Юкна, Роландас Буткявичюс, Бронюс Бабкаускас, Стасис Чайкаускас, Регина Варнайте, Леонидас Милашаускас, Антанас Пикялис, Гражина Урбонайте
При отступлении фашистов из деревни исчез кулак Станкус. Но крестьяне не решаются делить кулацкую землю — ещё близко гремит канонада. Да и подход к землям Станкусов заминирован. Крестьянин Будрис едет в город «за властью». Возвращается в родную деревню Довиле (Еугения Плешките) — дочь местного учителя. В начале войны она ушла с отступающей Красной Армией, работала в госпитале. Довиле узнаёт, что её отец убит по доносу Станкуса. Поэтому трудной оказалась её встреча с другом детства Повиласоом, сыном Станкуса. Повилас не покинул деревню вместе с отцом. Но он растерян, ушёл в себя, не верит, что в сожжённой деревне может возродиться жизнь. Встречает Довиле и другого друга, Витяниса (Стасис Петронайтис), сына Будриса. Виитянис бежал из концлагеря. Утром возвращается Будрис, не добравшись до города, — там ещё идут бои. Крестьяне решают сами разделить землю. На минное поле первым выходит Витянис, расчищая подход к земле Станкуса. Первую борозду прокладывает Лауцюс. Он приглашает всех вечером на крестины сына. Впервые за годы войны в деревне звучат музыка и смех. Лаучус выносит сына в поле. Неожиданно раздаётся выстрел. Лауцюс падает убитым. Это кулак Станкус отомстил ему за землю. Крестьяне преследуют Станкуса, и он подрывается на собственных минах.
1964 Девочка и эхо (другое название: Последний день каникул, оригинальное название: Paskutinė atostogų diena) — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценаристы: Арунас Жебрюнас, Юрий Нагибин, Анатолий Черченко
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Альгис Бражинскас
Художник: Альгирдас Ничюс
Производство: Литовская киностудия
Год: 1964
Премьера: март 1965 (Вильнюс), 30 декабря 1965 (Москва)
Актёры: Лина Бракните, Валерий Зубарев, Бронюс Бабкаускас, Каарел Карм
Жанр: детский фильм, мелодрама, экранизация
Экранизация рассказа Юрия Нагибина «Эхо».
Девочка Вика гостит у деда, который по утрам уходит в море на лодке ловить рыбу. Ей жаль, что каникулы кончились, ей совсем не хочется уезжать.
Она отчасти знакома с компанией мальчишек, проводящих время на том же берегу, но вынуждена соблюдать дистанцию: мальчишки не признают её, называют «чокнутой». Однажды Вика вмешивается в их мальчишеские дела, разоблачая обман «вожака» мальчишек, — и зарабатывает его неприязнь.
В тот же день она знакомится с другим мальчиком — Романом, только что безуспешно пытавшемся влиться в компанию тех же мальчишек. Знакомство происходит довольно необычно: Вика купается голышом, а Роман случайно находит на берегу брошенные Викою вещи. Несмотря на некоторую «пикантность» этой встречи и даже на определённое непонимание увлечений друг друга, между Викой и Романом быстро устанавливаются доверительные отношения. Вика вскоре открывает «кавалеру» свою детскую тайну: оказывается, здесь есть место, где можно послушать эхо. В подтверждение своих слов она ведёт Романа на это место. Мальчик и девочка вместе перекликаются с эхо.
Доверяя Роману, Вика продолжает купаться голышом в его присутствии, но на беду во время такого купания появляется ватага тех самых мальчишек, что зовут её «чокнутой». Решив по-своему отомстить девочке, «вожак» не позволяет Роману передать Вике её одежду. Роман малодушничает — то ли боясь кулаков «вожака» и других мальчишек, то ли желая заработать своим предательством «членский билет» в их компанию.
Видя предательство друга, Вика собирает волю в кулак и, как есть, выходит из воды за своей одеждой, повергая мальчишек в смятение. Девочка быстро одевается и уходит, бросив Роману: «Трус!». Она больше не хочет его видеть.
Вскоре ей удаётся успокоиться: на заброшенном пляже Вика находит необычную телефонную будку, — чтобы позвонить, надо не опустить монетку, а вытащить. Девочка набирает случайные номера, и множество голосов говорит ей: «Здравствуй!». Оказывается, она не одна в этом мире, а известное ей чудо с эхом — не единственное чудо на свете.
Роман же успевает совершить второе предательство: он выдаёт мальчишкам Викину тайну и в подтверждение своих слов ведёт компанию на то самое место, где недавно он вместе с Викой слушал эхо. Но на этот раз эхо упрямо молчит, и Роман вынужден бежать и прятаться от мальчишек, расположение которых он хотел «купить».
Вскоре он вновь сталкивается с этой компанией и совершает, как он сам думает, «героический» поступок: разыскивает на дне моря и поднимает на поверхность сразу двух помеченных крабов. Однако этот «подвиг» уже никому не интересен: ни мальчишкам, которые уходят дальше, не ожидая его возвращения из воды, ни Вике, которую ему удаётся разыскать перед самым её отъездом. Девочка не прощает Роману предательства, она уезжает, оставляя своего недавнего друга в полном замешательстве.
Награды, номинации, фестивали
Специальная премия жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно «Серебряный парус» (1965).
Большая премия жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Канне (1965).
На V кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1965) удостоены премий: А. Жебрюнас — за режиссуру; И. Грицюс — за операторское мастерство.
Премия Ленинского комсомола Литовской ССР за 1970 год присуждена режиссеру А. Жебрюнасу за постановку фильмов для детей и юношества (в том числе за фильм «Девочка и эхо»).
Критика
Последний день каникул
Новелла Ю. Нагибина, по которой сделан фильм «Девочка и эхо», способна расположить её экранизаторов к умилению, к приятной художественной расслабленности. Если бы сюжет этот достался не режиссёру Арунасу Жебрюнасу вместе с оператором Ионасом Грицюсом, фильм легко мог бы получиться инфантильным, одуряюще сладким, по мысли своей коротким и наставительным. Но сосредоточенная, естественная в своей поэтичности мысль и манера режиссёра, высокая, без позы, внятная и полнозвучная киноживопись оператора устранили эту близкую опасность. Их картина получилась строгой, потаённо значительной, чуть странной.
Трудно рассказать этот фильм, потому что главное тут — не «история». Её как раз передать несложно: девочка прожила у моря лето, должна уезжать. Ждёт отца, который заберёт её. Проводит целый день одна на пустеющем осеннем берегу и в этот последний день узнаёт слабую, растворённую во всём горечь расставания и острую, застревающую, как заноза, боль от чужого слабоволия, от торопливого и какого-то покладистого предательства, когда, заискивая перед главарём мальчишеской компании, от неё отступится товарищ этого её последнего дня у моря. Мальчик задёшево продаст её секрет — секрет эха, которое отвечает тебе в горах, как только что продал её саму на каменистом пляже, где скучающие подростки забрали её одежду и получили свою толику развлечения от её испуга, сердитого стыда и девчоночьей наготы. Эту-то компанию ребят, ухмыляющихся, щеголяющих расхлябанностью движений и брюзгливым выражением лица, мальчик поведёт по тропинке наверх, чтобы эхо прокричало для них, а эхо будет молчать, и мальчик испугается, что запыхавшиеся на крутом подъёме спутники в отместку за напрасные труды что-нибудь выкинут над ним, и ещё больше испугается молчания эха, и больше всего испугается собственной маленькой бессовестности, собственного первого предательства, и станет искать девочку, и пробовать остановить на дороге машину, чтобы нагнать её — уже уехавшую, уже расставшуюся с этим днём, с морем и с ним.
Трудно рассказывать этот фильм, потому что главное тут — даже не мысли, которые из этой истории извлекаются. Простота расшифровки таит в себе опасность. Провозглашая, что только «имеющие уши» слышат мир во всём его полноголосии, что только «имеющие глаза» видят его, пока иные бродят тут с таким выражением лица, будто их обсчитали, — провозглашая такое, фильм рисковал быть и чувствительным, и наставительным, и небогатым, и не новым. Но «Девочка и эхо» имеет иную художественную цель, нежели проповедь: умейте видеть мир, растите в себе чистоту и открытость души, и тогда всё вокруг откроется вам и отзовётся... Фильм ничего не провозглашает, но сам есть чудо поэтического зрения.
Жизнь и смысл фильма именно в этом.
В начальных кадрах девочка трубит в рог у моря. Звук странен, слитен с шорохом волн, как странен сам этот старый почтовый рожок с несколько раз закрученным медным телом. Он, наверно, найден в старых вещах где-то в сарае, но он и похож на раковины, в которые трубят тритоны на старинных полотнах, изображающих морские триумфы. Линии его подобны также линиям, какие вычерчивают в воздухе дельфины, выскакивающие из воды, — в глубине кадра они проплывут однажды, выбрасывая вверх блестящие и радостные тела. И оно будет важно для картины Жебрюнаса, это появление дельфинов, как важно здесь всё — ясный и бессолнечный свет, в котором ничего не выделено и ничего не исчезает, и простор кадра, безраздельно занятого морем, небом или скалою. Ионас Грицюс, один из лучших советских операторов, снял фильм «Девочка и эхо» без тени сентиментальности, без тени красивости, без малейшей подделки «под ребёнка». Разве что в ощущении огромности и простоты моря есть что-то от фразы из детского сочинения, которая привела в восторг Чехова: «Море было большое». Большое море. Большое небо. Большие скалы. Мир фильма прежде всего велик, и в этом его главная красота. Грицюс всё время сохраняет «крупность зрения», он обобщает, не отвлекаясь на подробности, не размениваясь на детали, как бы они ни были хороши.
Камеру настроила резкая, сухая, необщительная красота степного восточного Крыма; и она смотрит на этот мир глазами этого мира — пристальными, лишёнными восторженности. Режиссёрски изобразительная мелодия фильма идёт не от стиха, а идёт от ритмически выверенной прозы — с её назывательными перечислениями и скупостью определений, с её закрытой интонацией. Вот почему так хороши здесь именно медленные, ровные панорамы, именно «проза», вроде будки телефона-автомата у самого моря, каких-то бетонных конструкций на том же берегу или на платформах огромных грузовиков, уходящих по степной дороге. И при всём том море, земля, небо здесь воспринимаются в своём естестве стихий, а детскость здесь сродни эпичности.
Из этих волн не выплывает древнегреческая Амфитрита, супруга Посейдона, и всё же в них есть та значительность и одушевлённость, которые некогда заставляли человека видеть в море богов. В фильме будет обязательное, органичное для него «перенесение»: одухотворение, чудо здесь произойдёт, но случится оно в телефонной будке, в серой металлической кабине, примостившейся рядом с загадочными в своей недостроенности опорами какого-то прибрежного сооружения. Девочка залезает сюда, чтобы поиграть, будто она разговаривает по телефону, а отключённый автомат нежданно отзовётся ей десятками человеческих голосов, и она будет крутить и крутить диск, вызывая снова и снова эти человеческие голоса, смеющиеся и радующиеся, и сама будет смеяться, и дождь монеток, который осыпает её здесь, будет так же чудесен и щедр, как золотой дождь эллинских мифов...
Литовский кинематограф складывается сейчас в одну из интереснейших школ в советском киноискусстве: после «Живых героев», где тот же Жебрюнас снимал лучшую здесь новеллу «Последний выстрел», после «Канонады» и «Шагов в ночи», после тревожной, неуравновешенной и такой талантливой «Хроники одного дня» Витаутаса Жалакявичюса картина «Девочка и эхо» даёт тому новое свидетельство.
А. Иноверцева.
Сборник «Экран 1965». 1966
1966 Маленький принц (оригинальное название: Mažasis princas) — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Арунас Жебрюнас
Оператор: Александрас Дигимас
Композитор: Тейсутис Макачинас
Художники: Леонардас Гутаускас, Альгирдас Ничюс
Производство: Литовская киностудия
Год: 1966
Премьера: сентябрь 1967 (Вильнюс), июнь 1968 (Москва)
Актёры: Эвальдас Микалюнас, Донатас Банионис, Отар Коберидзе
Жанр: сказка
Первая экранизация всемирно известной одноимённой сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
1968 Смерть и вишнёвое дерево (оригинальное название: Mirtis ir vyšnios medis) (короткометражный) — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Арунас Жебрюнас
Операторы: Йонас Марцинкявичюс, Альгимантас Юкнявичюс
Композитор: Альгимантас (Альгис) Апанавичюс
Художник: Ромуальдас Лукшас
Производство: Вильнюсское телевидение
Год: 1968
Актёры: Инга Мицките, Ольга Вазлина, Миша Андриевскис
Жанр: драма, экранизация
Мощная и одновременно трогательная философская работа Жебрюнаса, снятая по мотивам новеллы английского прозаика Герберта Бейтса.
Гуманистической и пацифистская лента о Тёмных мальчике и девочке, которые любят играть (и порой заигрываться) в войну и хотят научиться умирать по-настоящему — и о Светлой девочке, которая так и не научится «умирать» и «воевать», поскольку искренне не понимает, для чего нужна смерть и война. Её чистая добрая детская фантазия — собраться на берегу моря за обеденным столом под сенью вишнёвого дерева, растущего прямо из тёплого моря. Она не верит в Смерть, какой бы правдоподобной она не была...
Яркий кинодебют юной Инги Мицките — «девочки с глазами полной луны» — чуть позже прославившейся главными ролями в «Красавице» и «Капитане Джеке». Без сомнения, эта картина должна была принести известность Инге немного раньше, но сразу же после выхода лента была запрещена и хранилась в архивах Вильнюсского телевидения без малого 20 лет. Хотя эта работа Арунаса Жебрюнаса со временем стала даже более актуальной.
Единственный фильм Жебрюнаса, который не был переведён на русский язык.
1969 Красавица (оригинальное название: Gražuolė) — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Юрий Яковлев
Оператор: Альгимантас Моцкус
Композитор: Вячеслав Ганелин
Художники: Альгирдас Ничюс, Виктория Вилимене
Производство: Литовская киностудия
Год: 1969
Премьера: февраль 1970 (Вильнюс), 9 ноября 1970 (Москва)
Актёры: Инга Мицките, Лилиана (Лилия) Жадейките, Арвидас Самукас, Таурас Рагалявичюс, Сергей Мартинсон, Ауксе Кокштайте, Вайва Рагаускайте, Вайдевутис Мицкис
Жанр: детский фильм, драма
Некрасивую девочку Ингу все любят и, играя, всегда выбирают «красавицей». И это справедливо — она самая добрая и сияющая девочка в большой детской компании. И только один мальчик откровенно говорит ей, что она некрасива. Он поселился в доме недавно и, получив прозвище Немой, не желает признавать непонятные правила игры. А Викторас, заметив смущение и растерянность милой Инги, приносит ей багульник. Она давно мечтала найти этот цветок, и теперь опять счастлива.
Награды, номинации, фестивали
Премия 4-го Всесоюзного кинофестиваля оператору А. Моцкусу (Минск, 1970 год).
Критика
Не в первый раз дети этого двора играют в «красавицу», роли давно распределены, и маленькая Инга действительно уверовала в свою красоту. Этому, вероятно, способствовал и её мечтательный характер — любимая книга девочки «Три мушкетёра», она читает даже при луне...
Но наступает в жизни момент, когда из мира игры и сказки приходится шагнуть в мир реальности. Для детей, о которых рассказывает экран, это происходит тогда, когда во дворе появляется новый мальчик. Он строгий реалист, этот новый мальчик. Он ухаживает за собаками потому, что собирается быть пограничником и у него будет здоровенная овчарка; он не понимает ребячьих игр, и когда дети называют Ингу красавицей, заявляет ей, что она... «чучело гороховое в веснушках»; он не понимает, зачем Инге багульник, который может расцвести фиалками. И он не понимает мудрости старика, который, увидев, как огорчилась Инга, говорит: «Иногда правда бывает горше лжи, иногда правда бывает жестокой».
В роли маленькой Инги в фильме выступает феноменально прелестная девочка — Инга Мицките. Про неё нельзя сказать, что она хорошо играет свою роль. Инга Мицките живёт в своём образе, необычайно достоверно переживает все перипетии судьбы героини. Есть у Инги и настоящий друг, благородный рыцарь — Викторас. Он готов отдать злому мальчику самое дорогое, что у него есть,— сапёрные ножницы деда, лишь бы тот сказал, где растет багульник... Он придумывает для Инги поход в парикмахерскую, так как видел, как оттуда выходят красивые женщины... Но Инге всё это уже не нужно. Она, встретившись с первым в жизни серьёзным огорчением, начинает более внимательно смотреть вокруг себя. Она замечает, что и мать её не очень радостна и нуждается в поддержке. «А люди ждут, если знают, что человек не вернётся?» — тихо спрашивает Инга, и слышит в ответ: «Ждут, доченька... Ждут, потому что верят...»
И девочка, которая знает пока один только способ делать людей счастливыми, начинает играть с матерью в сказку…
Кинокритик Владимир Кагарлицкий
«Спутник кинозрителя», август 1970 года
1973 Полуночник (оригинальное название: Naktibalda) — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Юрий Яковлев
Оператор: Альгимантас Моцкус
Композитор: Вячеслав Ганелин
Художник: Юзефа Чейчите
Производство: Литовская киностудия
Год: 1973
Премьера:
март 1974 (Вильнюс), 3 июня 1974 (Москва)
Актёры: Дарюс Браткаускас, Дайва Дауётите, Артурас Вегис, Зигмас Вишняускас, Артурас Правилонис, Долореса Казрагите, Гедиминас Гирдвайнис, Эгле Габренайте, Казис Тумкявичюс, Ирина Мурзаева
Жанр: детский фильм
На фоне городских построек летит маленький красный планер. А его хозяин, мальчик Домас, на уроках постоянно спит. Мало того, он никогда не чувствует своей вины. Классный руководитель и родителей вызывала в школу... Врачу-психиатру, помешанному на йоге, Домас показался здоровым. Сон — это сознательный выбор мальчика. В жизни скромный, а в снах смелый, готовый стреляться на дуэли или современной гранатой уничтожить вражеский отряд.
Награды, номинации, фестивали
VII всесоюзный кинофестиваль (Баку 1974 г.) — диплом за творческие искания.
Критика
Талантливый литовский режиссёр Арунас Жебрюнас долго и верно, как «рыцарь без страха и упрёка» служит детской теме. И не просто занятные киноприключения, способные позабавить маленького зрителя или проникнутые плоским назиданием, создаёт он на экране, а очень поэтичные, глубокие по мысли ленты, в центре которых всегда человеческая личность с богатым духовным миром, открытая всему прекрасному и доброму.
Картина литовской студии «Полуночник», которую он поставил по сценарию Юрия Яковлева (это их вторая совместная работа, первой был фильм «Красавица»), отличается лирическим раздумьем, тонким проникновением в психологию ребенка, исследованием тех пластов его души, где зарождаются высокие нравственные и гражданские идеалы.
Маленький Домас, конечно, не похож на маленького принца из одноимённого фильма, в котором Жебрюнас воплотил сказочный образ, созданный Сент-Экзюпери. Новый герой — наш современник, советский школьник. Но, вопреки внешнему несходству, что-то общее у них есть. Может быть, это стремление к подвигу ради людей, чистота души и щедрость сердца?
Домас слыл трусишкой, мечтателем и фантазёром, и за это ему хорошенько влетало и дома и в школе. А вот случилось так, что в самой реальной жизни, а не в снах, которые он так любил смотреть, он совершает героический подвиг — спасает малыша из-под колёс машины, И мы уже догадываемся, что это вовсе не случайность — к своему поступку он был подготовлен всем предыдущим — добротой отца, строгостью учителей, даже насмешками одноклассников, которые его дразнили, если он засыпал на уроке...
«Ведущий актёр» этого поэтического и забавного фильма семилетний Дарюс Браткаускас доставил постановщикам немало хлопот. Однажды, к примеру, отказался сниматься в пижаме, пока не согласились на его «ультиматум»: пусть на площадке не будет никого из ребят или пусть все они тоже будут в пижамах...
Поскольку большая часть фильма снималась на натуре, оператор Альгимантас Моцкус получил возможность во всей прелести показать нам красоту Литвы, её природы.
Кинокритик Фрида Маркова
«Спутник кинозрителя», март 1974 года
1974 Чёртова невеста (оригинальное название: Velnio nuotaka) — режиссёр, сценарист | DVDRip | TVRip | DVD |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценаристы: Арунас Жебрюнас, Сигитас Геда
Оператор: Альгимантас Моцкус
Композитор: Вячеслав Ганелин
Художник: Филомена Вайтекунене
Производство: Литовская киностудия
Год:
1974
Премьера: март 1976 (Вильнюс), 31 января 1977 (Москва)
Актёры: Вайва Майнелите, Гедиминас Гирдвайнис, Регимантас Адомайтис, Василий Симчич, Регина Варнайте, Бронюс Бабкаускас, Юозас Мешкаускас
Жанр: мюзикл, музыкальный фильм, экранизация
Музыкальный фильм по мотивам романа К. Боруты «Мельница Балтарагиса».
Чёрт Пинчюкас, изгнанный из рая, попадает на мельницу Балтарагиса, помогает ему в работе — и мельник обещает выдать за него замуж свою дочь Юргу. Девочка вырастает и влюбляется в Гирдвайниса. Юноша намерен жениться на Юрге, но Пинчюкас строит всевозможные козни и пытается помешать жениху в день сватовства добраться до мельницы.
Награды, номинации, фестивали
1976 — приз Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру.
1976 Приключения Калле-сыщика (оригинальное название: Seklio Kalio nuotykiai) (двухсерийный) — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Арунас Жебрюнас
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Вячеслав Ганелин
Художник: Юзефа Чейчите
Производство: Литовская киностудия
Год: 1976
Премьера: 9 января 1978 (ТВ, Москва)
Cерий: 2
Актёры: Тадас Дилис, Моника Жебрюнайте, Арунас Букялис, Гедиминас Гирдвайнис, Аудрюс Валявичюс, Айдас Витлипас, Ритас Белявичюс, Йонас Алекса, Донатас Каткус, Повилас Гайдис, Эдгарас Савицкис, Рамутис Йонас Римейкис, Вайва Майнелите, Нийоле Ожелите, Стяпас Юкна, Регина Варнайте
Жанр: детский фильм, экранизация
Телефильм по мотивам книги шведской писательницы А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». О приключениях мальчика, мечтавшего стать сыщиком. Ребята неожиданно становятся свидетелями загадочного преступления и помогают его расследовать.
1977 Ореховый хлеб (оригинальное название: Riešutų duona) — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Саулюс Шальтянис
Оператор: Альгимантас Моцкус
Композитор: Вячеслав Ганелин
Художник: Альгирдас Ничюс
Производство: Литовская киностудия
Год: 1977
Премьера: март 1979 (Москва)
Актёры: Альгирдас Латенас, Эльвира Пишкинайте, Леонид Оболенский, Саулюс Сипайтис, Долореса Казрагите, Стасис Йонинас, Антанас Шурна, Регина Арбачяускайте, Мария Лукашевская, Костас Сморигинас, Регимантас Микучёнис
Жанр: мелодрама, притча
Андрюс и Люка жили в небольшом городке по соседству и с детства любили друг друга. Но однажды между их отцами (Шатасами и Каминскасами) произошла ссора — и её семья переехала в другой город. Удивительно тонкий и спокойный рассказ о первой любви. Время и место действия — послевоенная Прибалтика.
1980 Путешествие в рай (оригинальное название: Kelionė į rojų) — режиссёр | Н
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Саулюс Шальтянис
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Лаймис Вилкончюс
Художник: Филомена Вайтекунене
Производство: Литовская киностудия
Год: 1980
Премьера: декабрь 1981 (Москва)
Актёры: Альгирдас Латенас, Риманте Крилавичюте, Эгле Габренайте, Юрис Стренга, Витаутас Паукште, Антанас Шурна, Костас Сморигинас, Нийоле Ожелите, Юозас Ярушявичюс, Владас Сипайтис, Донатас Каткус, Видас Пяткявичюс
Жанр: притча
По мотивам новеллы Германа Зудермана «Путешествие в Тильзит».
Богатая вдова Марта Анкер прибывает на своей яхте в родные края. Наблюдая за Мартой в подзорную трубу, пастор Гопке радуется предстоящей встрече. Но Марта не спешит. Она только что спасла от гибели молодого рыбака, гордится собой и уверена, что заслуживает благодарности. Однако Ансас Бальчюс не тонул и его жизни ничто не угрожало, когда эта странная женщина полезла к нему в воду. Там, на берегу, его ждут не дождутся жена Индре и двое детей. В прошлом местная беднячка Марта, которую когда-то давно унизил Гопке, давно и сильно страдает. Она несчастна, одинока, безумна и зла. И злость эта вся у неё на лице. Тем не менее ей удаётся уговорить Ансаса, чтобы тот, поехав с Индре в Тильзит, вернулся к ней один и свободный, утопив жену в море...
Награды, номинации, фестивали
Приз Министерства культуры Литовской ССР за высокую культуру режиссёрского мастерства и изобразительного решения на ВКФ-81 в Вильнюсе режиссёру (А. Жебрюнас), оператору-постановщику (Й. Грицюс);
Приз журнала «Спарнай» самой симпатичной актрисе фестиваля (Р. Крилавичюте).
Критика
Литературным источником фильма стала новелла немецкого писателя конца XIX — начала XX столетия Германа Зудермана «Путешествие в Тильзит». Но по признанию авторов фильма эта новелла из сборника «Литовские истории» послужила лишь поводом, сюжетной канвой для картины, посвящённой вечной теме верности и предательства.
Бедного рыбака Ансаса Бальчюса полюбила госпожа Марта Анкер, богатая вдова, владелица «Рая» — знаменитого тильзитского торгового дома. Эту своенравную красавицу, неожиданно появившуюся в рыбацком посёлке, многие жители за глаза называют ведьмой. Может быть, так оно и есть, если честный Ансас, околдованный Мартой, почти готов принять её деньги, её красоту, её безудержную страсть, а главное — новую яркую жизнь взамен нищей и безрадостной. На другой чаше весов лежит всё богатство Ансаса: рыбацкая лодка, снасть, изба на берегу моря, сын, дочь и жена Индре, единственная помеха на пути к раю, который предлагает ему госпожа.
А на долю Марты выпало так много обид и унижений, что её сердце ожесточилось и она стремится удержать своё счастье любой ценой, даже самой страшной.
Как же быть Индре? Она чувствует, что происходит с Ансасом, и всё же бесстрашно садится с мужем в лодку, чтобы отправиться в Тильзит, не зная, вернётся ли она домой...
«Спутник кинозрителя», декабрь 1981 года
1982 Богач, бедняк... (оригинальное название: Turtuolis, vargšas) (четырёхсерийный) — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Саулюс-Томас Кондротас
Операторы: Йонас Грицюс, Альгимантас Моцкус
Композитор: Лаймис Вилкончюс
Художник: Альгимантас Шюгжда
Производство: Литовская киностудия
Год: 1982
Премьера: 31 января 1984 (ТВ, Москва)
Серий: 4
Актёры: Рута Сталилюнайте, Любомирас Лауцявичюс, Неле Савиченко-Климене, Саулюс Баландис, Ремигиюс Сабулис, Игорь Рогачёв, Георгий Тараторкин, Регимантас Адомайтис, Ромуальдас Раманаускас, Мирдза Мартинсоне, Юозас Будрайтис, Гедиминас Гирдвайнис, Юрате Онайтите, Арнис Лицитис, Витаутас Румшас
Жанр: драма, экранизация
Сериал по роману Ирвина Шоу.
Трагическая, почти детективная история семьи немецкого эмигранта в Америке с 1945 года и до наших дней.
1986 Игра хамелеона (оригинальное название: Chameleono žaidimai) (двухсерийный) — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Арунас Жебрюнас
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Лаймис Вилкончюс
Художник: Альгимантас Шюгжда
Производство: Литовская киностудия по заказу Гостелерадио СССР
Год: 1986
Премьера: 25 апреля 1987 (ТВ, Москва)
Серий: 2
Актёры: Григорий Гладий, Юозас Будрайтис, Ингеборга Дапкунайте, Регимантас Адомайтис, Лия Ахеджакова, Аудрис Мечисловас Хадаравичюс, Альгимантас Масюлис, Михаил Светин, Юрате Онайтите, Костас Сморигинас, Тамара Дегтярёва, Арунас Сторпирштис, Витаутас Эйдукайтис, Римантас Гучас, Юозас Ясенка, Феликс Эйнас, Витаутас Томкус, Елена Кривда, Вильгельмас Вайчекаускас, Витаутас Шапранаускас, Витаутас Григолис, Герардас Жаленас, Витаутас Румшас, Сигитас Рачкис, Йонас Пакулис
Жанр: трагикомедия, экранизация
По мотивам пьесы французского писателя Ж.-П. Сартра «Только правда». Париж, 1955 год. Мошенник Жорж де Валера, скрывающийся от полиции, с помощью корреспондента реакционной газеты Сибило выдает себя за министра Дубова, якобы сбежавшего из Советского Союза. Дочь Сибило объясняет Жоржу цель задуманной акции: оклеветать с помощью лже-Дубова прогрессивных журналистов. Де Валера, не пожелав стать участником провокации, скрывается. Но вместо него находят другого претендента на роль Дубова...
Критика
Основываясь на сартровской иронии, гиперболизации, мистификации, режиссёр создаёт телефильм редкого на наших экранах жанра. Снимая Сену с берегов Нериса, а апартаменты «шакалов» и «гидр капитализма» в Каунасе, оператор Й. Грицюс и режиссёр А. Жебрюнас не тешат себя надеждой обмануть многоопытного зрителя.
Условность среды действия как бы входит в правила предлагаемой зрителю игры, где границы правдоподобия так же смещены, как в опубликованном в «Суар-а-Пари» фотомонтаже, на котором советский маршал верхом въезжает в горящий Собор Парижской богоматери.
На фоне тяжеловесных союзных телесериалов, с сомнительной достоверностью живописующих «их образ жизни», «Игры хамелеона» выделяются и выдерживаемым оператором Й. Грицюсом изобразительно-живописным стилем, и последовательно воплощаемой — через актёров, мизансцены, грим, ракурсы — авторской иронией, с помощью изобразительного заострения логических парадоксов и забавных драматических противопоставлений.
И. Арефьева. Арунас Жебрюнас. М., 1990
1988 Час полнолуния (оригинальное название: Mėnulio pilnaties metas) — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Арунас Жебрюнас
Сценарист: Арунас Жебрюнас
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Бронисловас-Вайдутис Кутавичюс
Художник: Альгимантас Шюгжда
Производство: АРС, Литовская киностудия
Год: 1988
Премьера: апрель 1989 (Москва)
Актёры: Йоргас Панехеас, Мария Пробош, Барбара Брыльска, Костас Сморигинас, Витаутас Паукште, Юрис Стренга, Робертас Вайдотас, Юрате Онайтите, Пятрас Стяпонавичюс, Моника Жебрюнайте, Роландас Буткявичюс, Улдис Ваздикс
Жанр: драма, исторический фильм, мистика
Историческая религиозная драма о национальных противоречиях в Литве начала XVII века.
Литва языческого верования — XVI век. С целью насаждения христианства сюда прибывает монах-иезуит. Фанатик приступает к своей деятельности, вступая в борьбу со всем, что считает языческим отступлением от истинной веры. Пиме, дочь местного ксёндза, не намерена скрывать своей приверженности к языческим обрядам. Монах, некогда давший обет безбрачия, становится жертвой собственной любви к женщине и ненависти к инакомыслящей. Герой понимает, что одержим страстью и не в силах противиться соблазну...
Награды, номинации, фестивали
Приз Министерства культуры Литовской ССР
Критика
Наверное, литовская картина «Час полнолуния» — одна из самых загадочных. Снятая режиссёром Арунасом Жебрюнасом и оператором Йонасом Грицюсом, она погружает нас в атмосферу средневекового литовского замка, тяжёлыми воротами и неприступными стенами отгороженного от мира, в котором свирепствует чума. Убранство княжеских покоев и мрак подземных коридоров, площадные мистерии и исступлённые затворнические бдения, огонь и камень, камень и вода — всё это, как и положено в картинах о средневековье, явлено на экране во всём своём многозначном великолепии. Чего, увы, никак не скажешь о смысле происходящих в фильме событий, в лучшем случае сводящихся к нехитрой аллегории про языческий источник, несущий обитателям замка если не спасение от смертельной угрозы, то надежду на спасение. И про мрачного иезуита, пытающегося похоронить вместе с источником поверие о его целительной силе — во имя торжества ортодоксальной идеи, занесённой сюда из Ватикана.
Возможно, эта аллегория, взятая отвлечённо от фильма в целом, как раз и была дорога его создателям. Возможно, в былые времена за ней кое-кто обязательно углядел бы кощунственные аллюзии. Но что делать с этой отвлечённостью сегодня?.. Если перед нами искусно закамуфлированная фига в кармане, то зачем понапрасну оттягивать карман? Если всё-таки попытка облачить в форму притчи размышления об исторической судьбе своего народа — почему дальше романтической декоративности, которую разве что по недоразумению можно принять за национальную специфику, у создателей «Часа полнолуния» не пошло?
Вячеслав Шмыров
«Советский экран» № 6, 1989 год
Документальные фильмы1978 Хочу быть артистом... (оригинальное название: Noriu būti artistu...) | Н
Описание
Режиссёр: Альгирдас Шаткаускас
Сценарист: Альгимантас Пуйпа
Оператор: Альгимантас Микутенас
Производство: Литовская киностудия
Год: 1978
Актёры: Арунас Жебрюнас, Лина Бракните, Эвальдас Микалюнас, Линас Крищюнас, Бируте Казлаускайте, Дануте Казлаускайте, Альгис Клигис, Арунас Сторпирштис
Документальный фильм о юных актёрах, снимавшихся в литовских фильмах.
2009 Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие | Rip |
Описание
Режиссёр: Наталья Кадырова
Сценарист: Евгений Безбородов
Год: 2009
Актёры: Регимантас Адомайтис, Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Николай Губенко, Улдис Думпис, Арунас Жебрюнас, Ивар Калныньш, Ирина Мирошниченко, Лилита Озолиня, Раймонд Паулс, Ромуальдас Раманаускас, Янис Стрейч, Александр Шпагин
Жанр: биография
Рижское взморье, Юрмала, духи «Дзинтарс», песни Раймонда Паулса, фильм «Театр» и Вия Артмане. Символы Прибалтики были известны каждому советскому человеку. А сама Прибалтика была символом ДРУГОЙ, западной жизни. Где живут ДРУГИЕ люди, где ДРУГАЯ архитектура и где снимают ДРУГОЕ, особенное кино.
Как живут звёзды прибалтийского кино сегодня? Как сложились их судьбы? В России об этом почти ничего не известно. До зрителей доходят только слухи. Но и слухов с каждым годом становится всё меньше. Даже до перестройки в большой и «дружной» советской стране прибалты держались особняком. Сейчас же от былой дружбы осталось только кино.
2011 Единственный, неповторимый и последний (оригинальное название: Vienintėlis, nepakartojamas ir paskutinis) | Н
Описание
Режиссёр: Линас Аугутис
Операторы: Аудрюс Кемежис, Эйтвидас Дошкус, Нарвидас Науялис
Продюсер: Раса Мишкините
Страна: Литва
Производство: Era Film / LRT
Год: 2011
Премьера: 25 марта 2012
Актёры: Арунас Жебрюнас, Гедре Каукайте, Неле Савиченко-Климене, Гедиминас Гирдвайнис, Йонас Грицюс, Донатас Каткус, Альгирдас Латенас, Любомирас Лауцявичюс, Саулюс Шальтянис, Мария Оржекаускайте, Вильма Раубайте, Вайда Бутите
Жанр: биография
Этот фильм — дань литовскому режиссёру Арунасу Жебрюнасу. Режиссёру, который снимал сильные, эмоциональные, полные здорового юмора фильмы. Его картины были специфические, особенные, но всегда узнаваемые как фильмы, созданные Маэстро. Фильм — это встреча с Маэстро и с теми людьми, которые вместе с ним создавали чудесную историю кино.
2014 Нет времени на доброту (оригинальное название: Nėra laiko gerumui) | Н
Описание
Режиссёр: Алоизас Янчорас
Сценарист: Алоизас Янчорас
Продюсер: Алоизас Янчорас
Страна: Литва
Год: 2014
Премьера: 14 января 2015
Актёры: Гедре Каукайте, Моника Жебрюнайте
Жанр: биография
Это поэтический рассказ о судьбе семьи известных людей искусства. Отец — патриарх литовского кино Арунас Жебрюнас, мать — певица, примадонна сцены Гедре Каукайте, старшая дочь — художник Моника Жебрюнайте-Эдгар, младшая — музыкант Ула Улиёна Жебрюнайте. Они все — талантливые люди, для которых основные ценности — семья и культурное наследство предков. Но в обыденной жизни они чувствуют себя одинокими. Вместе со всем народом переживают политические перемены. В фильме раскрывается драматизм не только конкретной семьи, но и всей литовской нации.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error